В субботу вечером президент Украины подписал указ об увольнении Алексея Ивченко с должности первого замминистра топлива и энергетики и с поста председателя правления компании «Нефтегаз Украины». Сначала это решение истолковали как уступку Киева в газовой войне с Россией (деловые отношения Ивченко и главы правления «Газпрома» Алексея Миллера с самого начала не сложились). Но уже в воскресенье выяснилось, что решение Ющенко было двойственным. С одной стороны, он подписал указ об отставке Ивченко в связи с реорганизацией структуры Минтопэнерго. С другой – Ивченко остался руководителем «Нефтегаза Украины».
Фактически это означает, что украинская позиция в газовых переговорах осталась неименной. Сторонники экс-премьера Юлии Тимошенко поясняют, что за нежеланием украинской стороны идти на какие бы то ни было уступки «Газпрому» стоят стратегические интересы государства. «Если мы сейчас согласимся на ценовой диктат россиян, то потом придется соглашаться и на их предложения о приватизации магистральных газопроводов», – сказал сотрудник аппарата экс-премьера. Он отослал корреспондента «НГ» к программной статье Тимошенко, которая еще до оранжевой революции была напечатана во влиятельной украинской газете «Зеркало недели». В своей статье Тимошенко предположила сговор между «Газпромом» и европейскими компаниями, целью которого является покупка украинских газопроводов и хранилищ газа. Обеим сторонам, по мнению Тимошенко, эта приватизация важна как способ абсолютного экономического и политического подчинения Украины.
Экс-премьер считает, что слухи об аварийном состоянии украинских газопроводов и об опасности для страны конфликтов с Россией, которая строит обходной газопровод, специально распространяются участниками сговора. «До сих пор в украинской ГТС не случалось масштабных аварий, которые привели бы к остановке работы ее ключевых сегментов, – утверждала Тимошенко. – И сегодня ни о каких серьезных технических угрозах газовому транзиту говорить не приходится». Она добавила, что на обслуживание комплекса, замену устаревшего оборудования, модернизацию и наращивание мощностей ГТС необходимо 350–500 млн. долл. в год, а валовой доход Украины от транзита газа составляет 2,5 млрд. долл. ежегодно.
По словам Тимошенко, угрозы России построить обходную трубу «нужно считать чистым блефом». «Во-первых, по объему прокачки газа она не идет ни в какое сравнение с украинской ГТС, которая сейчас пропускает 120 миллиардов кубометров в год, а в потенциале способна на гораздо большие объемы (170 миллиардов кубометров)», – пояснила экс-премьер. Во-вторых, Украина, по мнению Тимошенко, «в будущем станет ключевым звеном альтернативного России канала газоснабжения Европы из Ирана и Средней Азии».
Нынешние представители украинской власти, похоже, полностью разделяют мнение экс-премьера. Так, секретарь украинского Совбеза Анатолий Кинах в интервью «НГ» подчеркнул, что Киев не ведет и не намерен вести никакие переговоры об изменении формы собственности газотранспортной системы Украины. «ГТС – это наше национальное достояние, – сказал он. – Речь идет только об объединении интересов поставщиков газа, страны-транзитера и европейских компаний-потребителей. В этом смысле мы готовы сотрудничать и с Россией, и с Казахстаном, и с Туркменией, и со странами ЕС, чтобы поставлять европейским потребителям (а также в Турцию, на Балканы) не только российский, но и каспийский газ. Для этого нужны совместные согласованные действия». Секретарь Совбеза добавил: «В любом случае, пока не загружена в полном объеме украинская ГТС, мы считаем нецелесообразным поднимать вопрос о создании каких-то альтернативных маршрутов поставок».
Любопытно, что в отличие от Евросоюза, который занял выжидательную позицию, США однозначно отстаивают интересы Киева. Так, влиятельный американский политолог Збигнев Бжезинский, посетивший украинскую столицу на прошлой неделе, порекомендовал Киеву не уступать «Газпрому».
Киев