Зампред ЦБ Алексей Улюкаев предпочитает не действовать, а критиковать.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото).
Одна из важнейших поставленных президентом задач – сдерживание инфляции – до сих пор остается нерешенной и, судя по звучащим прогнозам и отговоркам профильных ведомств, останется таковой еще долго. Ответственность за провал перекладывается с завидным постоянством. Вчера Центробанк дал весьма критическую оценку пакету антиинфляционных мер, разработанных Минэкономразвития. Как сказал зампредседателя Банка России Алексей Улюкаев, «мы под этим документом не подписываемся. С нашей точки зрения, там много лишнего». К «лишним» мерам он, в частности, отнес предложения развивать финансовые рынки. Это никак не будет способствовать сдерживанию инфляции. Например, считает Улюкаев, бесполезно аккумулировать деньги населения на депозитных счетах в банках, осуществляющих кредитование экономики. «Инфляция в конечном итоге останется неизменной», – сказал он.
С оценками ЦБ категорически не согласился директор департамента макроэкономического прогнозирования МЭРТа Андрей Клепач. Комментируя «НГ» заявление Улюкаева, он подчеркнул: недопустимо утверждать, что пакет антиинфляционных мер вообще не согласован. «В части того, что внесено в правительство, – отметил Андрей Клепач, – все согласовано». За «бортом» остались идеи ЦБ и Минфина, предусматривающие в качестве главных инструментов в борьбе с инфляцией стерилизацию денежной массы в Стабфонде и ограничение непроцентных расходов в 2007–2008 годах. МЭРТ ни с тем, ни с другим предложением не согласен.
Диаметрально противоположные оценки, данные банкиром и чиновником, подтверждают слухи о конфликте в правительственных кругах. Они лишь подтверждают тот факт, что назревший конфликт начинает прорываться наружу. Именно сейчас решается вопрос о том, кому персонально придется нести политическую ответственность за инфляцию. Судя по тому, что сам президент время от времени не упускает случая покритиковать денежные власти за неспособность справиться с ростом цен, спрос с провинившихся будет жесткий. В предчувствии этого в бюрократической среде предпринимаются попытки переложить ответственность, которые выливаются в настоящую войну компроматов. И это при том, что по закону именно Центральный банк отвечает за инфляцию. Как сказал «НГ» бывший зампред ЦБ, президент Центра развития Сергей Алексашенко, «инфляция – это феномен денежный. И если ЦБ заявляет, что это не его дело, пусть почитает Конституцию, закон о Центральном банке, где прямо написано, что это их основная задача и, собственно говоря, для этого ЦБ и создан».
Складывающаяся ситуация чем-то напоминает 1998 год. Тогда тоже все искали, на кого бы навесить всех собак за дефолт. Отвечать пришлось всем. Сейчас бюрократия озабочена тем же. Ведомства Сергея Игнатьева и Алексея Кудрина крайними быть не хотят. И возможно, они избегут ответственности. Не исключено, что уходить в отставку придется кому-то другому. Например, главе Минпромэнерго Виктору Христенко. Мотивировка? Допустим, за неспособность создать подходящий инвестиционный климат в ведущих отраслях промышленности.