Сегодня у Сергея Кириенко, сдавшего на днях свои полномочия полпреда президента в Приволжском федеральном округе, первый полноценный рабочий день на посту главы «Росатома». Кириенко стал не только единственным за пять с лишним лет полпредом, пошедшим на повышение после отставки, но и первым руководителем отечественной атомной отрасли за всю ее историю, пришедшим со стороны. «В нашу-то отрасль партийная элита как раз и не лезла, корней не пускала – боялась. Боялась своей некомпетентности, слово «атом» ее пугало», – не без гордости заявлял в середине 90-х тогдашний министр РФ по атомной энергии Виктор Михайлов.
Партия сказала «Надо!»
Времена изменились – теперь слово «атом», видимо, никого уже не пугает. И вспоминается слоган советских времен: «Партия сказала – надо, комсомол ответил – есть!» Сам новый руководитель Федерального агентства по атомной энергии («Росатом») интервью, пресс-конференций и комментариев пока не дает. Но за него это сделал на днях в Магадане президент РФ Владимир Путин. Как это часто бывает, ремарки президента добавляют адреналина в достаточно предсказуемую политическую и экономическую жизнь страны. Вот и по поводу назначения Сергея Владиленовича на «атомную» должность президент высказался весьма интригующе: «Он не просто переведен в правительство, чтобы возглавить агентство по атомной энергии, – этого было бы недостаточно».
И действительно, ведь не ради рутинной ротации руководящих кадров сделано было это назначение. «Этого было бы недостаточно» – приходится согласиться с президентом. Так, еще в 2000 году производство электроэнергии на российских АЭС достигло уровня 1989 года. Ни одна другая отрасль промышленного производства до сих пор не достигла таких показателей. (В целом уровень промышленного производства в России сейчас составляет немногим более 80% уровня 1989 года). Еще один факт: рост спроса на электроэнергию все последние годы на 50% покрывался ростом выработки на АЭС. 151 млрд. кВт-ч будет поставлено электроэнергии от АЭС в этом году; 300 млрд. кВт-ч – в 2020 году.
Улучшать, конечно, можно до бесконечности, но и так очевидно, что не производственной и не технологической необходимостью было вызвано назначение нового руководителя «Росатома». Тем более что Кириенко не имеет необходимой квалификации для решения подобных задач. Он и сам, когда его представляли членам коллегии «Росатома», честно признался: «Действительно, «атомного» образования у меня нет, но я буду предпринимать какие-либо действия только после глубокого ознакомления с проблемами».
Опять же не то чтобы ясность, но некоторый ориентир дает президент РФ Владимир Путин: «Отрасль стоит на пороге необходимости принятия решения организационного характера. И надеюсь, что Кириенко – тот человек, который справится с этой задачей». Теперь главный вопрос – каковы могут быть контуры этих организационных решений?
Похоже, в основу недавних решений положены два основных принципа. Первый и главный из них – тотальное огосударствление отрасли. Начало положено: принято решение, что энергогенерирующая компания «Росэнергоатом», в ведении которой находятся все атомные станции России, будет преобразована в открытое акционерное общество, в котором сто процентов акций принадлежат государству.
Главное – финансовые потоки
Заметим, что сегодня все 10 российских АЭС имеют статус федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП). «К сегодняшнему дню уже получено согласование всех ведомств, которые государство поручило привлечь к работе над этой проблемой, – заявил в беседе с корреспондентом «НГ» незадолго перед своей отставкой предшественник Кириенко на посту руководителя «Росатома», академик Александр Румянцев. – За исключением Минэкономразвития РФ – у них есть еще много концепций».
По мнению Румянцева, такое акционирование ФГУП, когда 100% их акций будут у государства, поможет включить рыночный механизм: «Появляется реальная перспектива привлечения инвестиций, работы с банками. Мы не претендуем на бюджетные вливания, на профицит бюджета, на Стабфонд – мы готовы на возвратной основе получать кредиты».
Второй принцип, логично вытекающий из первого, – разделение «Росатома» на три группы: экспортеры товарной продукции, производство электроэнергии на АЭС и все остальное, включая ядерный оружейный комплекс, фундаментальную науку и еще кое-какую «мелочевку». В какой организационной и правовой форме это может быть сделано – дело техники. Уж кто-кто, а новый руководитель отрасли хорошо ориентируется в этих вещах. Кстати, и сам Кириенко на коллегии «Росатома» обмолвился: «Первый приоритет – обороноспособность и безопасность. А второй – энергобезопасность, гарантами которой также являются атомная энергетика и промышленность».
Если развитие ситуации в «Росатоме» пойдет по такому сценарию (а события идут именно подобным образом), это будет полным дежа вю. Очень информированный сотрудник «Росатома» рассказал «НГ» о планах создания в 2001 году на базе тогда еще Минатома РФ новой структуры – «Атомпрома»: «Уже было готово решение – назначить министром по атомной энергии директора Российского федерального ядерного центра – ВНИИ технической физики (тогда этот пост занимал академик Евгений Аврорин. – «НГ»): пусть бы он занимался выбиванием бюджета на оборонные и оружейные программы Минатома («Атомпрома»), а производящая часть будущего «Атомпрома» (заводы по производству изотопов, тепловыделяющих элементов, экспортеры урана и топлива) – все остается в руках Адамова и его команды. А это реальные финансовые потоки. И это называлось бы «Атомпромом».
* * *
Так что, возможно, идея «Атомпрома» не умерла и будет реанимирована в несколько измененном виде. Тут и на самом деле «атомное» образование ни к чему. Нет же, например, медицинского образования у министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации Михаила Зурабова, и ничего, легко справляется с гигантскими финансовыми потоками, идущими и на здравоохранение, и на социальное развитие.