В ближайшие дни Минфин внесет в правительство законопроект о налоговой амнистии. «Законопроект находится в высокой стадии готовности и в ближайшие дни будет направлен в правительство», – сказал «НГ» пресс-секретарь министра финансов Геннадий Ежов.
Напомним, что первый вариант закона, предложенный в начале осени, оказался полностью провальным. Бизнесмены и эксперты единогласно сошлись во мнении, что легализовать капиталы по заявленным условиям решится лишь сумасшедший. Во-первых, предпринимателям нужно было в обязательном порядке перевести деньги в российские банки. А это неудобно тем, что если средства вложены в бизнес или недвижимость, то их пришлось бы продать, вырученные деньги провести через российский банк, а уж потом откупать имущество назад. Во-вторых, амнистия освобождала от ответственности только за неуплату налогов. А при нарушениях валютного и таможенного законодательства, которые часто сопутствовали движению капиталов (чтобы открыть тот же счет в загранбанке, требовалось разрешение ЦБ, которое многие не получали), никаких поблажек не предусматривалось. В-третьих, от ответственности освобождались только физические лица, но не юридические. Из-за чего для владельца предприятия эта амнистия становилась бессмысленной. Спорным выглядел и размер ставки за легализацию в 13%. Как мы выяснили, в новом документе многие из этих положений были доработаны. «Предполагается, что будет отменен обязательный порядок перевода денег в российские банки, – рассказал источник в Минфине. – Достаточно средства задекларировать. Возможным станет легализация имущества без перевода его в денежные средства. А также обсуждается вопрос о снижении 13-процентной ставки и распространении амнистии на юридические лица».
О том, что средства не надо будет переводить в российские банки, на прошлой неделе уже заявил замминистра финансов Сергей Шаталов. «Гражданин декларирует, что у него были такие-то доходы, не поясняя, когда, из каких источников и как он их получил, – объяснил он. – Деньги в этом случае вообще не фигурируют и не попадают в банки».
Тем временем источник в Минфине рассказал, что доработки еще окончательно не утверждены и согласовываются с администрацией президента, Генпрокуратурой, службой по финансовому мониторингу, арбитражным судом.
Если все же поправки будут утверждены, это станет большим шагом по улучшению законопроекта. «Так, освобождение от перечисления денег в российские банки снижает риск того, что вашими капиталами заинтересуется Федеральная служба по финансовому мониторингу», – говорит заместитель руководителя по комитета РСПП по налоговой политике Сергей Беляков.
Впрочем, самой революционной поправкой является распространение амнистии на юридические лица. «Это претензия на полноценную налоговую амнистию», – считает Сергей Беляков. Ведь деятельность предпринимателей неразрывно связана с деятельностью юридических лиц. «А именно организации сейчас попадают под прицел налоговых органов», – добавляет юрист компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Вадим Зарипов.
Между тем, как пояснил источник в Минфине, «вероятность того, что амнистия распространится на юридические лица, мала».
«А тогда непонятно, зачем она нужна, – рассказывает Вадим Зарипов. – В сегодняшнем виде амнистия интересна только чиновникам. Это хоть как-то объяснит то, что он живет в роскошном доме, ездит на дорогом автомобиле. Сейчас чиновник чувствует себя некомфортно». Кстати, это касается не только чиновников, но и их детей, жен, и прочей родни. Видимо, для того, чтобы обезопасить их и себя от возможности расследования происхождения крупных сумм на счетах в заграничных банках, и создан новый законопроект. Случаев же преследования родственников высокопоставленных чиновников, как показывает практика, не так уж мало (см. справку).
«Амнистию надо было проводить 2–3 года назад, когда владельцы крупных предприятий еще выводили деньги за границу, – говорит заместитель директора Межведомственного аналитического центра Юрий Симачев. – А чтобы амнистия была успешной, в стране должны существовать возможности для инвестиционных вложений. А их сейчас нет».
Сейчас чиновники должны всерьез задуматься, что они хотят: провести полноценную амнистию для всех или же сотрясти воздух популистским пустым проектом. В Грузии подобная амнистия провалилась с полным треском. Вместо ожидаемых поступлений в размере 4 млн. долларов в государственную казну поступило 35 тыс. долларов. А сведения подали всего 8 бизнесменов.