– В исследовании вы утверждаете, что «Газпром» намерен стать глобальной энергетической компанией. На чем основаны ваши выводы?
– Мы проанализировали международный опыт – то, как развивались крупнейшие транснациональные корпорации, такие, как Exxon Mobil, ChevronTexaco, Royal Dutch/Shell, BP и другие. Их еще раньше называли семь сестер. Также мы изучили становление национальных нефтяных компаний в Арабских Эмиратах, Иране, Кувейте. Исследование показало, что «Газпром» в своем развитии практически точь-в-точь повторяет стадии, через которые проходили мировые энергетические гиганты. Таким образом, однозначно ясно, что «Газпром» взял курс на создание глобальной энергетической компании. И в перспективе, по самым осторожным оценкам, капитализация холдинга достигнет 200 млрд. долл. При этом «Газпром» имеет все предпосылки, чтобы достичь поставленной цели. Во-первых, у него есть наработки в международном бизнесе. Он экспортирует газ в Европу и страны СНГ. Во-вторых, компания постоянно расширяет географию деятельности, выходя на новые рынки. В-третьих, «Газпром» диверсифицирует свою деятельность. Это – проникновение компании в электроэнергетику, появление у нее нефтяного крыла в лице «Сибнефти».
– Значит, «Газпром» и дальше будет продолжать активно скупать нефтяные и энергетические активы? Не зря он боролся за «Юганскнефтегаз». Есть мнение, что он приберет к рукам и остатки ЮКОСа – «Томскнефть» и «Самарнефтегаз».
– Конечно, борьба за «Юганск» и покупка «Сибнефти» – четко продуманная программа по приобретению нефтяных активов. Однако сейчас «Газпрому» нужно оглядеться, привыкнуть к тому, что он уже имеет. По крайней мере в нефтяной сфере. Поэтому он станет смотреть на каждый актив в отдельности. Скорее всего «Газпром» пока займется приобретением нефтяных компаний и месторождений в других странах, например в Юго-Восточной Азии, на Ближнем Востоке, и продолжит расширять долю в электроэнергетике. Не только за счет РАО «ЕЭС России», но и посредством зарубежных компаний.
Газоэлектроэнергетика является самым привлекательным направлением для крупных компаний. Неэффективно конкурировать только в газовой сфере. Газ и нефть – они как брат и сестра. Какую бы компанию-мейджор вы ни взяли, вы найдете у нее нефтяные, газовые и электроэнергетические активы. Яркий тому пример – слияние в Германии электроэнергетической компании E.ON с газовой Ruhrgas.
– Сможет ли «Газпром» переварить приобретенные компании. Не заведет ли эта политика сумасшедшей скупки его в тупик. Например, на днях появилась информация, что «Газпром» купил «Уралмашзавод». А это уже поход в машиностроение.
– По поводу «Уралмашзавода» сказать ничего не могу. Но в целом руководство России поставило цель перед менеджментом «Газпрома» – сделать из него компанию-чемпион, равную по силе мировым лидерам. И все действия пока вполне логично вписываются в эту формулу.
– Откуда газовый монополист возьмет средства на приобретение компаний? Еще недавно представители компании жаловались в правительстве на недостаток средств для инвестиционной программы и просили значительно увеличить тарифы на газ.
– Покупки компания делает на заемные средства, не государственные. «Газпром» – очень сильный брэнд, которому многие доверяют. Поэтому он сможет получать деньги и дальше. Кроме того, есть и другие способы привлечения денег: обмен активов, совместные проекты с иностранцами.
– А почему теперь, а, скажем, не тремя годами раньше или позже?
– Сейчас «Газпром» окончательно оправился от кризиса, в котором пребывал после развала Советского Союза, когда цены на газ определенное время держались не выше 2 долларов за кубометр. Компания остановила падение добычи, вернула, выведенные из нее активы, улучшила структуру долга. Поэтому в настоящее время «Газпром» вполне готов для глобальных проектов.
– Многие эксперты и раньше считали «Газпром» неповоротливой и неэффективной компанией. А теперь он стал еще крупнее и бюрократичнее.
– Такое опасение высказывается многими экспертами и не только у нас в стране, но и за рубежом. Но пока наметилась тенденция к улучшению качества управления корпорацией. То, как работает компания сейчас, выглядит гораздо лучше по сравнению с тем, что было 5–6 лет назад. Правда, что произойдет дальше, особенно после 2008 года, неясно.
– А если сравнить по эффективности «Газпром» с независимыми поставщиками газа, например с «НОВАТЕКом»?
– В принципе в оперативном плане «НОВАТЭК» считается более эффективной. Но «Газпром» нельзя рассматривать, как обычную компанию. Он и «НОВАТЭК» решают разные задачи. «Газпром» обслуживает всю систему газоснабжения. Обеспечивает экспорт газа, дела которого тесно связаны с политикой нашего государства. Кроме того, монополист должен выполнять социальные задачи внутри страны. У «НОВАТЕКа» таких задач нет.
По сути, здесь основную роль играет формула под названием «компания-чемпион». Если государство придерживается такой формулы в отношении компании, то показатели эффективности не являются единственно главными. Компания-чемпион берет на себя решение массы проблем, в том числе социальных, геополитических, вопросов национальной безопасности. И на это идут не только у нас, но и в Европе.
– А может быть, все это затеяно, чтобы создать Путину место с возможностями и влиянием, практически равными должности президента России? Как вы считаете, может ли Путин возглавить «Газпром» после окончания президентского срока?
– Не знаю. Но холдинг он очень привечает.