Президент Владимир Путин заявил, что в ближайшие 3 года денежное довольствие военнослужащих увеличится на 67%. В такой же пропорции вырастут пенсии для военных. По мнению властей, это поможет повысить уровень жизни военнослужащих в полтора раза. Как пояснили «НГ» в Минобороны, рост зарплат произойдет в несколько этапов: с 1 января 2006 года – на 15%, с 1 января и 1 ноября 2007 – на 10% и 15% соответственно и с 1 сентября 2008 – на 15%. «Причем деньги на выплаты уже предусмотрены в планах федерального бюджета на ближайшие годы», – сказал «НГ» начальник пресс-службы Минобороны Вячеслав Седов.
Военные эксперты восприняли новость весьма восторженно. «Это серьезный шаг по улучшению уровня жизни военных, – рассказал «НГ» первый зампредседателя комитета Госдумы по безопасности Михаил Гришанков. – Ведь авторитет людей в погонах зависит не только от того, как их воспринимает общество, но и от того, во сколько их оценивает государство. К сожалению, пока размер денежного довольствия военного низок. Лейтенанты получают 5–7 тысяч рублей, полковники милиции – 11–12 тыс. руб. Между тем молодой офицер должен сразу начинать карьеру с зарплаты в 10 тысяч рублей».
Словом, на первый взгляд цифры и вправду выглядят привлекательно. Однако помогут ли эти меры улучшить жизнь военных в действительности? Член-корреспондент Российской академии образования Александр Абрамов считает, что нет. «За три года инфляция «съест» больше половины заявленного повышения. И дай Бог, чтобы люди реально получили на 15–20% больше», – говорит он.
«Более того, это политика полного бездействия, – добавляет Александр Абрамов. – Вместо того чтобы качественно решать вопросы, связанные с улучшением жизни людей, власти время от времени подкидывают людям незначительные денежные подачки. Такая же история вышла с врачами и учителями, которым в ближайшие годы правительство обещало повысить зарплаты в 1,5 раза».
Есть здесь и другая проблема – финансирование. Вполне вероятно, что ее будут решать за счет сокращения рабочих мест. Так, недавно было объявлено, что ученый должен получать тридцать тысяч рублей. И вскоре появились слухи, что в Российской академии наук начнутся массовые сокращения – уволят каждого восьмого работника. «На сколько сократят штат РАН, пока неизвестно, – рассказывает Александр Абрамов. – Но некоторые институты уже готовятся к слиянию. Чиновники хотят оставить только те направления, которые приносят деньги. А кто будет двигать науку вперед, их, видимо, не волнует».
В армии без сокращений тоже не обойдется. Если сейчас численность военнослужащих составляет 1,13 млн. человек, то к 2011 году она уменьшится до 1,1 млн. человек, а к 2016 году – до 1 млн. «Радикальное сокращение уже произошло, – говорит начальник пресс-службы Минобороны Вячеслав Седов. – Теперь будет идти оптимизация».
Отмечая недостаточное финансирование работников бюджетной сферы, Александр Абрамов говорит, что «власти должны действовать более решительно. Для начала разом поднять зарплату в 1,5 раза. И потом ее повышать в соответствии с четким графиком. Также надо создавать бюджетникам дополнительные источники финансирования».
Чиновники на это скажут: невозможно, вырастет инфляция. «Но, извините, себе-то они повысили зарплаты в разы, не испугавшись инфляции, – добавляет Абрамов. – Более того, установив огромные зарплаты, они совершенно не позаботились об улучшении качества работы чиновников. Когда же дело дошло до врачей и учителей, они заявили, что будут платить за качественные их услуги. Это политика полной безнравственности».
Видимо, почуяв какую-то долю этой безнравственности, министр финансов Алексей Кудрин вчера предложил ограничить рост зарплат в госкомпаниях и естественных монополиях. По его данным, средняя зарплата в РЖД составляет 13,4 тыс. рублей, нефтегазовом комплексе – 26–28 тыс. руб., в «Газпроме» – 44 тыс. руб. Для сравнения: доход лейтенанта составляет 5–7 тыс. руб., врача – 8 тыс. руб.
При этом эксперты понимают, что сама система расчета зарплат бюджетников крайне выгодна властям. По словам директора Всероссийского центра уровня жизни Вячеслава Бобкова, «вся порочность существующей системы заключается в том, что, по сути, зарплаты бюджетников привязываются к минимальному размеру оплаты труда, который является политической, а не экономической величиной. МРОТ, как правило, рассчитывается исходя из того, сколько денег власти считают нужным пустить на то или иное повышение. Они вовсе не исходят при этом из каких-то критериев стоимости и качества жизни». Преподносится же все в крайне благообразном виде. «До принятия нашумевшего 122-го закона о льготах и выплатах у нас действовала единая тарифная сетка в бюджетной сфере. После его принятия местные бюджетные органы получили полномочия самостоятельно разрабатывать систему оплаты труда бюджетников», – рассказывает «НГ» Вячеслав Бобков. Казалось бы, заявлена благая цель. Нигде, кроме как на местах, люди не знают о том, в каких средствах нуждается местное население, однако пользоваться регионы могут своим преимуществом только в той мере, в какой у них есть на это средства. А поскольку большинство регионов их не имеет, они вынуждены руководствоваться старой сеткой, в которой тарифная ставка первого разряда, как правило, не превышает минимального размера оплаты труда – сейчас это 800 руб. Получается, что все изменения, направленные на сокращение бедности, ограничиваются популистскими провозглашениями, за которыми кроется стояние на месте, крайне выгодное власти.