Вчера пресс-служба губернатора Свердловской области Эдуарда Росселя распространила заявление, которое вызвало волну негодования на рынке. Судя по сообщению, контрольный пакет акций ОАО «Объединенные машиностроительные заводы» (ОМЗ) приобрел Газпромбанк, и более того – Газпромбанк приобрел завод «Уралмаш», являющийся частью структуры ОМЗ. «Эдуард Россель провел рабочую встречу с генеральным директором Уралмашзавода Михаилом Матвиенко, – отмечается в документе. – Михаил Матвиенко рассказал губернатору о сегодняшней ситуации на предприятии. Как известно, недавно у«Уралмаша» (ОАО «Уральский завод тяжелого машиностроения», входящее в структуру ОМЗ. – «НГ») появился новый собственник – контрольный пакет акций приобрел Газпромбанк. Обстановка на заводе, по словам его руководителя, нормальная, заказы на 2005-й и 2006 годы есть, заработная плата – выше, чем в среднем по отрасли. Во втором полугодии 2005 года все показатели растут, и через год «Уралмаш» вновь станет устойчиво прибыльным. Эдуард Россель предложил Михаилу Матвиенко рассмотреть возможность более активного участия в реконструкции металлургических заводов области и выразил надежду, что «Уралмаш» восстановит в новых экономических условиях свою былую мощь и авторитет».
Интересно, что в пресс-службах «Уралмаша» и ОМЗ восприняли информацию о продаже «Уралмаша» с непониманием. Руководитель службы по связям с общественностью Уралмашзавода Сергей Агеев заявил «НГ»: «Уралмашзавод, специализирующийся на производстве металлургического и гидроэнергетического оборудования, а также бизнес-дивизионы, действующие на его площадке, являются важной составной частью бизнеса ОМЗ, и никаких планов по их продаже не было и нет». Что же касается ОМЗ, то директор по связям с общественностью предприятия Андрей Онуфриев добавил в разговоре с корр. «НГ» следующее: «Компания ОМЗ никогда не предполагала продавать «Уралмаш», для нас это дикий абсурд, и этого не будет ни при каких обстоятельствах». Что же касается продажи контрольного пакета акций ОМЗ, то название приобретателя, по словам Андрея Онуфриева, акционерами пока не раскрывается, так же как и причина, по которой было решено избавиться от 42,16% акций. Другой источник «НГ» в ОМЗ, узнав о том, что информация о продаже «Уралмаша» восходит к екатеринбургским властям, поделился своей гипотезой о том, что «они либо неадекватно воспринимают реальность, либо у них отключилось сознание, либо они нездоровы психически». В Газпромбанке от комментариев отказались, сославшись на неполное знание ситуации.
Между тем замдиректора департамента информационной политики администрации Свердловской области Наталья Пономарева, которая присутствовала на встрече Михаила Матвиенко и Эдуарда Росселя, сообщила «НГ», что «Матвиенко сам заявил губернатору, что пакет ОМЗ купил Газпромбанк».
Так или иначе, эксперты уже начали высказываться по поводу возможной сделки, пока – в гипотетическом плане. По словам аналитика ИК «Финам» Михаила Пака, «в свете последних событий вокруг крупнейших машиностроительных корпораций страны («Силовые машины» и ОМЗ) складывается впечатление, что государство стремится «прибрать» важнейшие машиностроительные активы, а затем собрать в единое целое и создать некую структуру по примеру «Объединенной авиастроительной корпорации», которая сможет усилить свои позиции на мировом рынке генерирующего оборудования». «Между тем, если РАО «ЕЭС» открыто заявляло о своих намерениях получить контроль над «Силовыми машинами», то ситуация с покупкой акций ОМЗ куда более запутанна, и до конца не понятно, кто же выступил покупателем. «Газпром» уже неоднократно присматривался к активам машиностроительной компании, однако не понятно, с чем связана «скрытность» сделки. Возможно, государственная газовая монополия просто не хочет афишировать свои новые приобретения и действует «втихую», выполняя «госзаказ». В принципе, это нормальная практика: возможно, позже, когда все необходимые детали сделки будут урегулированы, «Газпром», являющийся владельцем Газпромбанка, официально обнародует приобретение акций», сказал «НГ» Михаил Пак.
Как сообщалось на минувшей неделе, основатель ОМЗ Каха Бендукидзе и его партнеры продали свой пакет в размере 42,16% обыкновенных акций компании. В официальном пресс-релизе компании UFG, которая выступила организатором сделки, а также расчетным агентом для всех сторон, было сказано, что «покупателями пакета акций стали несколько российских инвесторов».
Москва–Екатеринбург