Рабочая поездка премьер-министра Михаила Фрадкова по Дальневосточному федеральному округу ознаменовалась заявлением, свидетельствующим о возврате в исходное положение административной реформы. Вчера в Благовещенске премьер высказался в том духе, что в министерствах планируют ввести должность четвертого заместителя. Идея не выглядит утопией. Точно так год назад обкатывалось предложение ввести должность статс-секретаря под предлогом, что два штатных заместителя не в состоянии поспеть повсюду, а депутаты Госдумы чиновников рангом ниже не воспринимают. Правительство покапризничало, но к осени статс-секретари появились. И вот теперь очередной виток укрепления кадрами вертикали исполнительной власти.
Конечно, поездка Михаила Фрадкова по «краям далеким, но нашенским» не преследовала цель расписаться в неудачах административной реформы. Премьер вникал, чем живет регион, насколько благополучны его экономика и социальная сфера. Интерес для федерального Центра отнюдь не праздный. Рядом Китай с реальной угрозой нелегальной миграции. С этим обстоятельством Москва не может не считаться. Не случайно члены кабинета министров зачастили в командировки на Дальний Восток. В сентябре здесь побывал глава МЭРТа Герман Греф. И вот теперь проездом из Пекина, где обсуждались перспективы экономического сотрудничества между РФ и КНР, регион посетил премьер.
В Комсомольске-на-Амуре в центре внимания были авиапром и судостроение. На авиационном производственном объединении (КНААПО) Михаилу Фрадкову показали модернизированный самолет
Су-27СМ и самолет-амфибию Бе-103. Российский региональный самолет (RRJ) в металле пока не создан, посмотреть новинку можно только в чертежах. Однако премьер настроен оптимистично: серийное производство RRJ должно начаться к концу 2007 года, уверен он и обещает господдержку. «Такая задача поставлена, ОКБ «Сухой» и Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение берут повышенное обязательство, а мы постараемся обеспечить рынки под это дело, включая наших ближайших соседей».
С судостроителями Михаил Фрадков провел совещание, на котором рассматривались вопросы строительства платформ по добыче углеводородов на морском шельфе, а также завершения формирования интегрированных структур среднего и малотоннажного машиностроения. Речь шла о загрузке Амурского судостроительного завода этим производством.
В Благовещенске анализировали ситуацию в ЖКХ. Премьер не удержался от искушения пообещать употребить власть, чтобы отрасль выстояла в стихии рынка. В частности, было сказано, что вопрос регулирования цены на топочный мазут может решаться как с помощью рыночных механизмов, так и с применением административных рычагов. По словам Михаила Фрадкова, в каких-то регионах есть возможность компенсировать затраты, где-то федеральный бюджет должен компенсировать, ну а «где-то – нужно нажать на кого-то».
В программе поездки премьера значилась Бурейская ГЭС. Здесь его ждали по случаю сдачи в эксплуатацию четвертого гидроагрегата. Однако вылету вертолета помешал обильный снегопад. Любопытно, в сентябре из-за плохой погоды на станцию также не попал Герман Греф. Зато снег и плохие дороги не устрашили председателя правления РАО «ЕЭС» Анатолия Чубайса, который и передал строителям на словах поздравления премьера.
Впрочем, у Михаила Фрадкова еще есть шанс когда-нибудь добраться до ГЭС – ввод в эксплуатацию пятого и шестого энергоблоков станции запланирован на 2007 год, а завершение строительства – на 2008 год. Тогда мощность Бурейской ГЭС достигнет 2 тыс. МВт, а среднегодовая выработка электроэнергии – 7,1 млрд. кВт.ч.