Вице-премьер Жуков встал на защиту автовладельцев.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Кабинет министров отклонил законопроект о повышении базовой ставки страховых тарифов обязательного страхования автогражданской ответственности владельцев транспортных средств. Законопроект был внесен в нижнюю палату еще в мае первым зампредом комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Валерием Гребенниковым. По словам депутата, предусматривалось повышение базовых ставок страховых тарифов в среднем на 20% и, как следствие, повышение лимита ответственности. Предполагалось установить размер страховой выплаты в случае причинения вреда имуществу потерпевшего в размере реального ущерба, а в случае полной гибели имущества – в размере его действительной стоимости на дату ДТП за вычетом стоимости годных остатков. Лимиты ответственности страховщиков должны были существенно увеличиться – с нынешних 160 тыс. рублей до 350 тыс. рублей для возмещения ущерба имуществу и с 240 тыс. рублей до 400 тыс. рублей в случае причинения вреда здоровью. При этом не важно, кто пострадал – водитель, пассажир или ставший участником автомобильной аварии пешеход. Принятие подобных поправок, по мнению Валерия Гребенникова, способствовало бы повышению эффективности страхования и помогло бы снизить убыточность ОСАГО для страховых компаний.
Однако на этот раз правительство не пошло на поводу у страхового сообщества. В заключении, поступившем в Госдуму за подписью заместителя председателя правительства Александра Жукова, отмечается, что в законопроекте не представлен анализ экономических последствий введения предлагаемых изменений.
Между тем, по данным Российского союза автостраховщиков, коэффициент выплат по ОСАГО (отношение выплат к собранным премиям) в четвертом квартале 2004 года составлял 42%, в первом квартале 2005 года – 46%, а во втором квартале 2005 года – уже 51%, или 75–77% за вычетом РВД. По прогнозам страховщиков, в 2006 году убыточность компаний возрастет еще больше. Впрочем, речь идет о возможном банкротстве лишь мелких страховых компаний, которые на рынке ОСАГО погоды не делают. Крупные страховщики не ощущают финансовых неудобств и при существующих тарифах. «В данный момент тарифы по ОСАГО вполне адекватны, – считает заместитель генерального директора страховой компании «РЕСО-Гарантия» Игорь Иванов. – Есть некоторые недоработки с региональными коэффициентом – здесь законодатели не все просчитали. Но в целом тарифы на данный момент позволяют работать». Правда, он добавил в разговоре с корр. «НГ», что законодатель должен думать вперед и учитывать экономические реалии. Убыточность страховых компаний по ОСАГО будет возрастать неизбежно. Особенно если учесть инфляцию. Так что вопрос об изменениях в закон об ОСАГО с новой остротой встанет в конце 2006 – начале 2007 года. В данной ситуации необходимо думать в первую очередь о повышении лимитов ответственности, особенно это касается ответственности по вреду жизни и здоровью.