Вопросы строительства ответвления на Китай от нефтепроводной системы Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО) будут рассматриваться после утверждения технико-экономического обоснования проекта, находящегося сейчас на государственной экспертизе. Напомним, что предусматривается поэтапное строительство нефтепровода общей мощностью до 80 млн. тонн нефти в год с использованием железнодорожных мощностей. Первый этап – строительство до конца 2008 года нефтепровода от Тайшета (Иркутская область) до Сковородино (Амурская область). На втором этапе предусматривается строительство нефтепровода по маршруту Сковородино – Тихий океан.
Сомнений, что проект будет реализован, практически нет. Однако строительство может затянуться из-за борьбы, разгоревшейся между Китаем и Японией за маршрут российского нефтепровода. Дело в том, что Поднебесная, крайне заинтересованная в бесперебойных поставках российской нефти, вот уже который год прилагает все усилия для того, чтобы протянуть трубу к своим границам раньше, чем нефтепровод достигнет берегов Тихого океана. Япония, в свою очередь, не желая усиления Китая в Азиатско-Тихоокеансокм регионе, стремится этому помешать.
Первоначально правительство РФ больше склонялось к китайскому варианту маршрута. Не последнюю роль в формировании симпатий российских властей сыграли неоднократные заявления китайцев о том, что Поднебесная готова покупать большую часть нефти, которая пойдет по этому маршруту, и, более того, частично профинансировать строительство трубы. В то время как японская сторона отказалась помочь России деньгами. Кроме того, японская экономика потребляет значительно меньше энергоресурсов, чем китайская, и в этом смысле Япония будет для России не таким выгодным потребителем. «Заявления японской стороны не такие решительные, как китайской, прежде всего потому, что Япония не уверена в том, что в Восточной Сибири будет достаточно нефти для того, чтобы заполнить этот нефтепровод. Однако, если нам представят доказательства экономической целесообразности проекта, Япония будет готова покупать больше и частично профинансировать проект», – сказал «НГ» источник, близкий к переговорам между Россией и Японией.
Судя по всему, Япония все же нашла какие-то убедительные аргументы в пользу своей точки зрения: в преддверии визита президента Владимира Путина в Токио правительство РФ утвердило конечный пункт маршрута нефтепровода на Тихоокеанском побережье. Однако это не отменяет крайней заинтересованности России в развитии энергетического диалога с Китаем. «Несмотря ни на что, огромные объемы нефти неизбежно будут поставляться в Китай», – сказал «НГ» директор представительства «Роснефти» в Европе Александр Карпушин. А по словам вице-премьера Александра Жукова, Минпромэнерго с участием других федеральных ведомств разрабатывает программу создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Рассматриваются четыре варианта реализации программы.
В частности, предполагается строительство газопровода в Китай через Алтай. В этом случае экспортные поставки будут обеспечиваться за счет месторождений Красноярского края, Иркутской области и Якутии. Второй вариант – строительство газопровода с месторождений Сахалина, который «Газпром» считает наиболее предпочтительным. В этом вопросе позиция руководства холдинга не по всем пунктам совпадает с позицией главы Минпромэнерго Виктора Христенко, который убежден, что «не надо весь газ тащить на материк». «Я попросил участников проекта, – заявил министр «НГ», – еще раз разобраться и просчитать возможность транспортировки газа морем».
Причем Виктор Христенко не прочь направить сахалинский газ не только в страны АТР, но и в США (эта тема заняла едва ли не главное место в программе состоявшегося на прошлой неделе визита в Вашингтон), и в Индию. «Мы заинтересованы в диверсификации рынков сбыта, – отметил министр, – как, впрочем, все поставщики и потребители заинтересованы в минимизации рисков».
Говоря о российско-китайском сотрудничестве в сфере электроэнергетики, Виктор Христенко одобрительно оценил предложения РАО «ЕЭС» о строительстве на Дальнем Востоке нескольких ГЭС, ориентированных на экспорт электроэнергии в северные провинции Китая. На этот масштабный проект, с точки зрения министра, будет не жалко потратить бюджетные деньги. «Это достаточно разумное направление инвестиций с точки зрения развития экономики нашего Дальнего Востока», – уверен Виктор Христенко.