Глава Всемирного банка поможет Москве в международных делах.
Фото Reuters
Глава Всемирного банка (ВБ) Пол Вулфовиц завершил вчера свой визит в Россию. В последний день своего пребывания в столице он встретился с президентом и премьером РФ. В разговорах и с тем и с другим речь шла, в частности, о международных экономических вопросах, впрямую касающихся нашей страны. Президент Владимир Путин на встрече напомнил о том, что Всемирный банк принял решение о выделении около 13,5 млрд. долл. для кредитования различных программ, и Россия уже воспользовалась из этих средств 8 млрд. долл. Пол Вулфовиц добавил, что помощь не будет этим исчерпана. ВБ будет, в частности, поддерживать Россию в подготовке к проведению саммита «большой восьмерки», которая пройдет в Санкт-Петербурге в июле будущего года.
Не могла на встречах не зайти речь и о близящемся вступлении России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Как сказал в среду вечером руководитель департамента торговых переговоров МЭРТ РФ Максим Медведков, переговоры о присоединении страны к Организации произойдут не позже весны 2006 года. Среди вопросов, решаемых в связи с этим в настоящее время и, кстати, наиболее близких Вулфовицу, безусловно, одну из лидирующих позиций занимают те, что касаются банковского сектора. Как известно, эта отрасль наиболее болезненно может воспринять приход на российский рынок западных конкурентов.
Для того чтобы выдержать конкуренцию, которая обрушится на них после вступления России в ВТО, необходим адаптационный период, в течение которого отечественные финансовые институты могли бы приспособиться к новым условиям. Глава Всемирного банка Пол Вулфовиц считает, что российской банковской системе понадобится как минимум несколько лет для адаптации на мировом рынке. А это значит, что условия членства нашей страны будут иметь множество оговорок. Так или иначе, а участники рынка относятся к вступлению в ВТО с опаской. Не только отечественный промышленный сектор, но и банковская система боятся полного вытеснения с рынка.
Аналитик ИК «Русские финансовые традиции» Павел Ворожцов называет вступление в ВТО настоящей угрозой для банковского сектора. «Если при вступлении не будет никаких оговорок в отношении финансовых услуг, иностранные финансовые институты победят в конкурентной борьбе наши местные банки, ведь они смогут предложить клиентам гораздо более широкий спектр услуг на более выгодных условиях», – сказал «НГ» Павел Ворожцов. «В принципе, когда развивающиеся страны вступают в ВТО, они обязательно оговаривают необходимость введения переходного периода для финансового сектора. Причем если для автомобильной промышленности этот переходный период составляет в среднем 7 лет, то для банков и страховых компаний он должен быть больше. Скорее всего Запад пойдет на уступки. По крайней мере, было бы нелогично пойти на какие-то уступки в других отраслях и отказать в них банковскому сектору», – добавил он.
Замечание логичное, если учесть, что одна из главных проблем наших банков – низкий уровень капитализации. Все наши банки, включая Сбербанк, если считать их, условно, одним банком, намного мельче по сравнению с теми западными банками, которые могут прийти к нам с Запада. Не случайно вчера глава Центрального банка РФ (ЦБ РФ) Сергей Игнатьев на заседании неожиданно заявил: «Не считаю, что нужны искусственные системные решения по стимулированию увеличения капитала». Он подчеркнул, что в 50% случаях (из 36 лицензий кредитных организаций, отозванных ЦБ в этом году) поводом было «несоблюдение требований по противодействию отмыванию денег». Глава ЦБ даже похвалил мелкие банки: «Многие банки, имеющие небольшой объем собственных средств, эффективно работают, особенно в регионах». Это был выпад на выступление главы Минэкономразвития Германа Грефа о формировании графика «подтягивания» капитала кредитных организаций до минимального размера в сумме рублевого эквивалента 5 млн. евро, который будет установлен с 1 января 2007 года.
Министр финансов РФ Алексей Кудрин, в свою очередь, напомнил, что Центробанк имеет все права по урегулированию этого вопроса. И речь идет как раз о банках-новичках. А уже действующие банки, имеющие на 1 января 2007 года капитал ниже 5 млн. евро, могут продолжать деятельность при условии, что их капитал не снижается ниже уровня, который был достигнут на момент введения указанных требований. И санкции будут применяться, если у банка в течение трех месяцев будет происходить снижение капитала.
«Парадоксально, но факт: Россия фактически уже давно в ВТО, – говорит в интервью «НГ» вице-президент ассоциации региональных банков «Россия» Александр Хандруев. – У нас такая таможня, черно-серый импорт, которые делают нашу промышленность исключительно прозрачной для конкуренции с иностранными товарами. Что касается российской банковской системы, у нас уже 44 кредитные организации со стопроцентным участием иностранного капитала. Здесь уже работает даже «дочка» Сити-банка. И если она захочет увеличить капитальную базу за счет операций, она и сейчас может это сделать». Александр Хандруев считает, что недокапитализация российской банковской системы не так страшна и что западные банки не предпринимают слишком агрессивной интервенции на российский рынок потому, что при этом у них возникает множество дополнительных затрат: «Надо же знать местные условия, конкурировать на реальном рынке, развивать филиальную сеть. Они знают, что очень трудно будет потеснить в регионе любой опорный банк, имеющий дополнительные офисы. Получается, у иностранцев в России образуются очень большие затраты на завоевание рынка. А им же еще надо прибыль получать. Россия в этом смысле для них непривлекательна, тем более что сбережения у населения небольшие».
В российских регионах катастрофически не хватает финансовых посредников, и не важно, какого размера там работают банки. Их размер, как правило, отражает как раз ту работу, которую им удается делать в рамках обслуживания местной промышленности. Таковы аргументы Александра Хандруева. Он отмечает, что в России и так достаточно либеральный режим для доступа иностранных банков на рынок. «Единственное, что они не могут, – это создавать филиалы, но пока желающих открыть такие филиалы особенно и не было. А вот дочерние банки до сих пор занимают достаточно скромную нишу. На долю банков с участием нерезидентского капитала (свыше 50%) приходится менее 10% совокупных активов. В то же время у маленькой Эстонии этот показатель равен более 90%. Так что конкуренция – лучший двигатель развития рынка банковских услуг», – добавил Александр Хандруев.