Виктор Плескачевский считает, что в субъектах некому распорядиться федеральной собственностью.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)
У государства много имущества. Но никто во власти не знает, как им эффективно распорядиться. Такое признание вчера сделали чиновники на конгрессе «Государственная собственность в 2006 году». Даже президент Аудиторской палаты РФ Борис Соколов с прискорбием сообщил: «Сама Аудиторская палата России после ее сокращения не справляется с работой. Поэтому Минфин РФ аккредитовал при себе 6 наиболее крупных аудиторских объединений». Он пообещал «помочь с их выбором», добавив, правда, что из этих организаций скоро останется лишь три. Борис Соколов порекомендовал обращаться в западные аудиторские компании.
«В результате работы правительственной комиссии по проведению административной реформы были выделены 5 групп предприятий и учреждений, по которым предлагаются различные решения», – обратился к конгрессу глава Минэкономразвития (МЭРТ) Герман Греф. Правда, никто пока не может уточнить характер «решений», что выдает отсутствие внятной концепции по этому поводу. На конгрессе выяснилось, что в результате приватизации и деприватизации в России осталось около 8 тысяч федеральных унитарных предприятий (ФГУП). Однако, по признанию самих же чиновников, они превратились в субъекты малого предпринимательства, если оценивать по численности работников и ликвидности имущества. Особенно много их оказалось в сельском хозяйстве и среди транспортных предприятий. И работают они как муниципальные.
Кроме того, Герман Греф предложил процесс приватизации распространить не только на ФГУПы, но и на другие госучреждения. На федеральном уровне их осталось около 44 тысяч, по подсчетам комиссии по административной реформе под руководством вице-премьера Александра Жукова. Почти все из них ждет сокращение. МЭРТ планирует оставить лишь 4, которые вместе с ФГУПами должны превратиться в акционерные общества (АО). Имущество таких организаций, например больниц, передадут на муниципальный уровень. Собственно, даже придуман повод, по которому оно будет «безвозмездным» – по причине неликвидности. Все они будут лишены федерального финансирования. Впрочем, представители комиссии Жукова пришли к выводу, что большинство госучреждений и без того в достаточной степени коммерциализированы.
Между тем на муниципальном уровне федеральную собственность пока некому принять, говорит председатель комитета Госдумы РФ по собственности Виктор Плескачевский. Независимые наблюдатели делают вывод, что приватизация в России была и остается не инвестиционной, как это принято в мире, а исключительно принудительной. Планов и концепций по дальнейшей судьбе госимущества и госпредприятий не существует. «Мы все знаем про хаос административной реформы», – заявил премьер РФ Михаил Фрадков на одном из заседаний правительства. Все это приводит к снижению инвестиционной привлекательности России. «В России инвесторы сталкиваются с рядом проблем», – заявил вчера директор-глава департамента синдицированного кредитования ЕБРР Лоренс Йоргенсон, назвав главными низкое обеспечение имущественных прав, недостаточное накопление прямых инвестиций и нелогичное поведение власти.