Ураганное эхо «Катрин» и «Риты» не оставляет в покое мировой нефтяной рынок. После небольшого затишья цены на черное золото снова поползли вверх. К моменту написания статьи ноябрьская стоимость барреля североамериканской нефти Light Sweet на Нью-Йоркской бирже достигла 64,22 долл., а цена смеси Brent на Лондонском рынке поднялась до 60,74 долл. за баррель. Одновременно с ценами на нефть началось и удорожание нефтяной «корзины» ОПЕК. По последним данным, ее стоимость составила 55,37 (+0,90) долл./барр., таким образом установив рекорд за пять торговых дней.
Поводом для роста цен стала публикация очередного ежемесячного обзора рынка нефти Международным энергетическим агентством (IEA). По мнению аналитиков агентства, сентябрьское падение потребления моторного топлива в США является лишь краткосрочным эффектом от резкого роста цен и в октябре потребление вновь вырастет. Кроме того, прозвучали прогнозы, обещающие более холодную, чем обычно, зиму на северо-востоке США – что означает и более высокий спрос на топочный мазут в этом регионе, потребляющем большую часть мазута в США. В условиях острого дефицита производственных мощностей, вызванного закрытием 11 нефтеперерабатывающих заводов на юге США из-за последствий ураганов, подобные прогнозы немедленно привели к скачку цен.
Очевидно, что дальше ситуация будет развиваться по традиционному осеннему сценарию, когда климатический фактор становится решающим в формировании нефтяных котировок. По мнению аналитика ИК «Тройка Диалог» Валерия Нестерова, до конца текущего года цена на нефть увеличится еще на несколько долларов. Прогнозируют высокие цены на нефть и эксперты статистического управления Министерства энергетики США. По их мнению, спрос на нефтепродукты в будущем году будет особенно активным. В среднем за текущий год он будет превышать прошлогодние показатели на 0,3%. Сыграет свою роль и тот факт, что восстановление нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей отраслей после ураганов «Катрин» и «Рита» будет медленным. Так, по разным оценкам, приемлемый уровень добычи на шельфе Мексиканского залива будет восстановлен не ранее чем к началу весны 2006 года. Если учесть, что к этому времени начнется и сокращение топливного потребления, то можно предположить, что замедления темпов роста нефтяных цен стоит ожидать только к лету следующего года.