Александр Шохин прочит Герхарду Шрёдеру большое политическое будущее.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Слухи о возможном трудоустройстве Герхарда Шрёдера в «Газпроме» наконец опровергнуты. Вчера генеральный секретарь Социал-демократической партии Германии Клаус Уве Беннетер заявил о том, что федеральный канцлер, уйдя в отставку, точно не займет пост советника в российской газовой компании. Между тем информация о возможном назначении курсировала на рынке с момента посещения Герхардом Шрёдером России в начале октября. Эксперты газового сектора стали поговаривать о том, что приход столь значимой фигуры в компанию мог бы оказать беспрецедентное влияние на судьбу «Газпрома» в момент размещения его акций на Нью-Йоркской бирже, которое руководство газовой компании планирует провести после окончания либерализации.
Впервые информация о предложении со стороны «Газпрома» появилась в немецкой прессе. Как удалось выяснить «НГ», ее обнародовал обозреватель журнала Focus Борис Райтшустер. Вопрос оставался открытым вплоть до вчерашнего дня и даже в «Газпроме» не получал точного опровержения, что наталкивает на мысль о том, что само предложение, возможно, и было сделано, однако до последнего было неясно, каким будет ответ.
Аналитики уже начали рассуждать о том, какие последствия может вызвать назначение в случае, если Герхард Шрёдер согласится занять предложенную должность. Главный вопрос, который интересовал экспертов, – как приход бывшего канцлера мог бы повлиять на реализацию проекта по строительству Северо-Европейского газопровода. Как сказал «НГ» президент РСПП Александр Шохин, это влияние вполне могло бы быть негативным, поскольку «политические оппоненты Шрёдера могут «насесть» на немецкие газпромовские проекты» и помешать их адекватному развитию. Именно поэтому, говорит Александр Шохин, приход Герхарда Шрёдера в «Газпром» очень нелогичен, «ведь совсем недавно он подписал с Путиным соглашение о северном коридоре, плюс оказал политическую поддержку соглашению между BASF и «Газпромом», так что с его стороны было бы неэтично вступать в ряды советников российской газовой монополии». Что же касается будущих совместных экономических проектов России и Германии, то, по мнению Александра Шохина, работа Герхарда Шрёдера в «Газпроме» «была бы не самой удачной формой для их поддержки». Так что можно сказать, что, оставшись в политике, канцлер только упрочит экономические связи между странами.
Тот же факт, что в политике Герхард Шрёдер останется, практически не вызывает сомнений у главы РСПП. По его словам, «Шрёдер, сделав некоторую паузу, скорее всего захочет вернуться в политическую жизнь. Он ведь в принципе не проиграл эти выборы. Более того – если бы социал-демократы потерпели более очевидное поражение, все было бы нормально. Только вот эта мизерная разница в голосах позволила создать ситуацию, на которую социал-демократы и не рассчитывали». Это утверждение подтверждает и немецкая сторона. Как сказал вчера Клаус Уве Беннетер, «Герхард Шрёдер не сможет просто уйти на покой. Вероятно, досуга у него станет больше. Но я совершенно уверен, он и дальше останется в политике». Директор Центра германских исследований Института Европы РАН Владислав Белов также сказал «НГ», что, на его взгляд, «Шрёдер, вероятнее всего, останется в политике. Возможно, он будет представителем Германии в ООН, а может, и согласится на роль вице-канцлера Германии». По словам Владислава Белова, «в «Газпроме» для Герхарда Шрёдера просто «нет такой работы, которая могла бы устроить человека, столько лет занимающего ведущие посты в политике».
Между тем, как заметил в беседе с корреспондентом «НГ» российско-германский политолог Александр Рар, примечателен тот факт, что слухи о приглашении Герхарда Шрёдера в «Газпром» были отнюдь не единственными в Германии. По данным политолога, канцлеру также предлагали работу во многих американских компаниях. В каких – пока не уточняется, и опровержений по этому поводу также пока нет.