Правительство РФ наконец определилось, что делать с Внешэкономбанком (ВЭБ). Совместно с Росэксимбанком он будет оформлен как государственный специализированный экспортно-импортный банк. Уставный капитал нового кредитного учреждения превысит 1 млрд. долл. Такие шаги предусмотрены Программой дополнительных мер, направленных на ускорение темпов экономического роста, одобренной премьер-министром Михаилом Фрадковым. «Неясность статуса банка и деятельность вне закона мешают строить стратегические планы», – пожаловался корреспонденту «НГ» глава ВЭБа Владимир Дмитриев на последней официальной встрече с журналистами.
Аргументами в пользу создания нового государственного банка-монстра стало то, что в России отсутствует настолько явная система господдержки, какой пользуется западный бизнес при совершении международных сделок. Это, в частности, тормозит вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО). А поскольку переговоры о вступлении в ВТО слишком затянулись, правительство полагает, что такой шаг станет одним из козырей, который можно предъявить миру. Правда, технические подробности в программе не изложены. За счет чего будет увеличена капитализация банка, тоже непонятно. В одном из интервью «НГ» председатель совета директоров ОАО НК ЮКОС, бывший глава Центробанка Виктор Геращенко высказывал мнение, что при таком профиците бюджета, который имеет Россия, совсем не нужен такой объем Стабилизационного фонда и золотовалютных резервов: «Почему, снизив сумму резервов, мы не могли бы их размещать напрямую или опосредованно через свои же банки?» Возможно, ВЭБ послужит таким инструментом. Маловероятно, что структура будет расформирована – топ-менеджеры ВЭБа, во всяком случае, уверены, что без работы не останутся. Но никто из них не решается дать какой-либо внятный прогноз. Банк работает лишь на основании указа президента, что никак не вяжется с соблюдением действующих законов. Мало того, что на его фасаде до сих пор висит табличка, обозначающая банк СССР, – он до сих пор не получил статуса банка России из-за разногласий по этому поводу. Это, правда, никак не мешало выполнять ему функции агентства по выплате внешнего долга. ВЭБ в качестве агента правительства ведет работу по возврату кредитов, предоставленных ранее за счет средств федерального бюджета российским компаниям. «В 2003 году было урегулировано таких обязательств перед Министерством финансов РФ на сумму около 1,3 млрд. долл. США», – сообщает банк.
Каким образом удалось договориться чиновникам до чего-то определенного и что на это повлияло, сказать трудно. В самом банке корреспонденту «НГ» никаких подробностей не добавили – там пока царит обстановка недоумения. Странная уверенность кабинета правительства в том, что одними лишь декларационными заявлениями они резко изменят позицию комиссии по вступлению в ВТО. Особенно это странно потому, что еще на прошлой неделе директор департамента по финансовым рынкам Минфина РФ Алексей Саватюгин, ссылаясь на неопределенность правового статуса такой крупной структуры, выражал не вполне оформленную позицию в отношении судьбы банка: «Надеюсь, в этом году мы определимся с концепцией по реорганизации Внешэкономбанка. Это очень странный банк, который не имеет банковской лицензии».
Возвращаясь еще раз к упомянутой программе, можно отметить, что ею оговариваются причины, толкнувшие ее создателей на манипуляцию с ВЭБом. ВТО необходимо знать, что экспорт поддерживается государством. Собственно, для диверсификации зарубежных продаж и нужна новая внушительная структура. По данным Минэкономразвития, доля экспорта в ВВП составляет около 33,4%, и проблема рефинансирования экспортных кредитов стоит очень остро. ВЭБ как нельзя лучше подходит для этого.
Это, правда, потребует, как водится, сверхсрочных изменений в бюджетное законодательство, предусматривающих увеличение предельной суммы государственных гарантий до 100 млн. долл. Причем без включения в Программу государственных внешних заимствований. Клонирование западной схемы такого крупного экспортного банка заставит образовать систему страхования экспортных кредитов. Последняя, кстати, в один день не создается. Но сейчас главное, чтобы она появилась хотя бы на бумаге.
Вице-президент РАН академик Александр Некипелов так прокомментировал «НГ» эту новость: «Внешэкономбанк по определению создавался для обслуживания внешних долгов СССР. Сейчас эта задача в известном смысле утрачивает актуальность, и правительство постаралось найти другое применение этому банку. Особенно это важно в свете предстоящего вступления России в ВТО». «Создание на базе ВЭБа и Росэксимбанка государственного специализированного экспортно-импортного банка, – подчеркнул Александр Некипелов, – в этом контексте выглядит вполне логичным шагом. Тем более что после присоединения нашей страны к ВТО со всей остротой встанет проблема «корректной поддержки наших экспортеров».