В субботу стало известно о поручении, данном премьером Михаилом Фрадковым главам Минфина и МЭРТа, подготовить предложения о снижении с 2007 года ставки НДС с 18% до 13%. Это одна из мер, предусмотренных в плане мероприятий, направленных на ускорение темпов экономического роста. Напомним, что в соответствии с прогнозом социально-экономического развития на 2006 год и на период до 2008 года темпы роста ВВП составят в лучшем случае 5–6% в год, что не решает задачу удвоения ВВП.
Расшевелить отечественный и иностранный бизнес в России хотят облегчением налогового бремени. За счет снижения НДС на 5% рассчитывают добиться увеличение темпов экономического роста до 0,5%, среднегодового роста промышленного производства дополнительно на 0,3–0,5%, на 1,1–1,3% темпов роста инвестиций. И эта прибавка дает шанс справиться с президентской задачей. Поэтому премьер Михаил Фрадков настроен более чем решительно. Профицит бюджета в этом году прогнозируется в объеме 1,44 трлн. руб., в 2006 году – 776 млрд. руб. Объем Стабилизационного фонда достигнет в 2006 году 2,24 трлн. руб., в 2007 году – 2,6 трлн. руб., а к 2008 году – 3 трлн. рублей. «Позитивная для России конъюнктура на мировых рынках сырья увеличивает финансовые возможности правительства для проведения активной государственной политики», – как заклинание повторяет премьер.
Непременное условие снижения ставки НДС – реализация этой меры не должна сопровождаться увеличением доли государственных расходов в ВВП. Между тем очевидно, что на первых порах потерь не избежать. По экспертным оценкам, выпадающие доходы бюджета составят около 300 млрд. руб. Хотя ожидается и положительный эффект. Например, что осуществление данной меры позволит за счет реализации новых проектов, выхода из тени и увеличения налогооблагаемой базы (собираемость НДС сегодня не более 60%), обеспечит дополнительные поступления в бюджет в размере 150 млрд. руб.
Таким образом, отрицательное сальдо получается не таким уж большим, чтобы поставить под угрозу макроэкономическую стабильность. Правительству не привыкать вбрасывать в экономику сверх плана и куда большие суммы. Например, монетизация льгот обошлась казне вдвое дороже, чем рассчитывали, – в 300 млрд. руб., это, конечно, негативно сказалось на инфляции, но в целом макроэкономическую стабильность к краху не привело. Так что «выпадающие» 150 млрд. руб. бюджет как-нибудь переживет.
Однако дойдет ли дело до снижения НДС, сказать сложно. Весной возобладала позиция Алексея Кудрина, убедившего президента в нецелесообразности радикального снижения ставки НДС. В качестве одного из аргументов глава Минфина привел статистику снижения собираемости единого социального налога (ЕСН). Ставку по нему снизили, а бизнес из тени в массовом порядке не вышел, и в бюджете Пенсионного фонда образовался немалый дефицит, который пришлось покрывать из других источников.
Алексей Кудрин, как известно, не изменил своего мнения. Снижать ставку НДС в данный момент он продолжает считать недопустимым, уверяя, что это приведет к разбалансированности финансовой системы. Надо признать, что в свете перехода на среднесрочное бюджетное планирование глава Минфина получил дополнительный козырь. Действительно, основные финансовые показатели сверстаны, правда, еще не утверждены, на три года вперед. В них не нашлось места прорабатываемым налоговым новациям. Неужто теперь подвергать все ревизии ради достижения сомнительной цели? Другое дело – 2009 год, здесь планировать можно с чистого листа. Одним словом, Алексей Кудрин, настаивая на отсрочке, тем самым предлагает переложить ответственность на следующее правительство.
И последнее. Наверное, можно усомниться в непредвзятой позиции любого человека, не только федерального министра, которому поручено подготовить обоснования для проведения вредного, в его понимании, эксперимента. А в том, что снижать НДС вредно, глава Минфина убежден искренне. Значит, и аргументы будет подбирать не столько «за», сколько «против», со всеми вытекающими из этого последствиями для налоговой реформы.