Центральный Банк России проявил беспрецедентно быструю реакцию на проблемы участников рынка. Вчера департамент внешних и общественных связей Банка России сообщил о внесении изменений в документ, регламентирующий подачу ходатайств банков, не попавших в Систему страхования вкладов (ССВ). ЦБ уже даже разослал в банки, которым отказал во вступлении в систему, уведомления о смене своей позиции. На вопрос «НГ», почему ЦБ так быстро отреагировал, президент Ассоциации региональных банков (Ассоциация «Россия») России Александр Мурычев ответил: «Потому что эта проблема очень остра. А по-другому ЦБ сейчас не может. Он ведь может оказаться в очень скользкой в правовом смысле позиции. Конфликтами можно только усугубить ситуацию». Теперь банкам, которые не успели попасть в систему страхования, разрешат работать с вкладчиками. И уже сами вкладчики будут последней инстанцией по определению степени надежности банка. «Радоваться надо, что Центробанк так быстро реагирует на запросы участников рынка», – сказал «НГ» бывший зампред Банка России (1995-1998 годы), а ныне президент Центра развития Сергей Алексашенко.
Дело в том, что Ассоциация «Россия» 28 сентября направила письмо председателю ЦБ Сергею Игнатьеву, в котором «выразила озабоченность» в связи с заключительным этапом отбора банков в ССВ. Банки, повторные ходатайства которых были рассмотрены комитетом банковского надзора последними, поставлены в условия неравной конкуренции. По закону повторные ходатайства ЦБ должен изучать лишь после 27 сентября 2005 года. «Введение запрета на привлечение во вклады денежных средств физлиц наносит ущерб репутации банков и приводит к упущенной выгоде» – по мнению ассоциации, регламент работы Комитета банковского надзора должен был быть определен ЦБ РФ так, чтобы к 27 сентября завершить процедуру обжалования отрицательных заключений по повторным ходатайствам. Однако график заседаний Комитета банковского надзора составлен так, что последнее заседание состоялось 21 сентября. Следовательно, основная группа банков остается «за бортом». «Это все законодатели, а не Центральный банк, – говорит «НГ» Александр Мурычев. – Они упустили такую возможность, а ЦБ лишь выполняет законы». По словам главы ассоциации, любой банк, в момент принятия в ССВ соответствовавший требованиям ЦБ, вполне может оказаться в трудных условиях, когда какие-то его позиции на рынке меняются: «И от этого никто не застрахован». Получается, что практически любой банк, признанный АСВ надежным и принятый в ССВ, может оказаться слабым и не таким уже надежным.
Зампред комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Госдумы Павел Медведев называет эту строку в законе о страховании вкладов «неловкостью». Кризис разрешился довольно неожиданно, и это упущение исправляется на удивление быстро: на внесение поправок в закон уйдет примерно неделя. «Я пока официального ответа ЦБ на письмо ассоциации не получал, – говорит «НГ» Александр Мурычев. – Но изменения есть. И существенные». Депутат Госдумы Павел Медведев поддержал идею поправок в закон о страховании вкладов, которые бы позволяли банкам, не попавшим в систему страхования вкладов, работать с вкладчиками вплоть до окончательного решения вопроса об их пребывании в ССВ.
У банков есть права обжаловать решение ЦБ. Такое обжалование проходит в два этапа – комитетом банковского надзора ЦБ и непосредственно председателем Банка России Сергеем Игнатьевым. Теперь же банкам не нужны эти процедуры. «Реакция ЦБ направлена на создание равных правовых возможностей банкам, которые не попали «в последний вагон», – замечает Мурычев.
«Неправильные» правила создавались и раньше. Но лишь теперь Центробанку стали видны «несправедливости». Сейчас ЦБ подходит ко всему очень взвешенно, в один голос хвалят регулятора участники рынка. Или банкиры просто научились договариваться с денежными властями? Правда, существует некоторое количество судебных исков целого ряда банков к ЦБ РФ. «Этой информацией никто не владеет, кроме Центробанка», – пояснил Мурычев. Иски оседают в районных судах. И пока прецеденты их рассмотрения не известны.