Шохин стал президентом и едет к премьеру с новой инициативой.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Последнее заседание Совета по конкурентоспособности и предпринимательству при правительстве РФ ознаменовалось столкновением между премьером Михаилом Фрадковым и главой Минфина Алексеем Кудриным. Дискуссия разгорелась по поводу целесообразности снижения ставки НДС. Зачинщиком стал новоиспеченный президент РСПП Александр Шохин, высказавшийся за снижение НДС с 18 до 13% с 2007 года. При этом он подчеркнул, что считает необходимым упорядочить налоговое администрирование, дабы снижение ставки не обернулось для предпринимателей ужесточением налогового бремени. «Недопустимо, чтобы мы оказались в ситуации, когда выпадающие доходы будут компенсироваться повышением налогов по другим направлениям», – сказал Александр Шохин.
Идея не нова. С этим предложением в начале 2005 года выступил заместитель руководителя аппарата правительства Михаил Копейкин. Смысл сводился к следующему: вместо того чтобы наращивать присутствие государства в экономике, надо облегчить налоговое бремя на бизнес. И не только путем совершенствования налогового администрирования, но и существенным снижением ставки НДС до 13%. Доходы, выпадающие из бюджета, предлагалось компенсировать за счет средств Стабилизационного фонда, что Алексей Кудрин счел неприемлемым, и он сделал все, чтобы похоронить крамольную идею в зародыше.
Глава Минфина и сейчас убежден в правильности своей позиции. Снижение ставки НДС с 18 до 13% с 2007 года приведет к разбалансировке всей макроэкономики, заявил он на заседании Совета по конкурентоспособности. По мнению Алексея Кудрина, этот вопрос недостаточно проработан и нуждается в детальном рассмотрении рабочей группы по налогам. Лишь после этого можно обсуждать проблему всерьез, убеждал оппонентов министр финансов. И вообще, если правительство не будет наращивать расходы, то тогда оно «будет меньше бояться инфляции».
Логика понятная, только на деле все получается с точностью до наоборот. Так, если бы позиция сторонников снижения НДС восторжествовала, то для бюджета компенсация выпадающих доходов в 2006 году обошлась бы примерно в 200 млрд. руб. Ну а теперь финансирование инвестпрограмм только на капитальные вложения составит до 350 млрд. руб. плюс почти 70 млрд. руб. инвестфонд и т.д. Наверное, поэтому на премьера слова главы Минфина произвели негативное впечатление. Снижение налогового бремени не должно привести к финансовому кризису в стране, заявил Михаил Фрадков. «Я понял общий настрой, надо работать над снижением налогов», – резюмировал он.
Впрочем, тут выяснилось, что глава Минфина тоже открыт для сотрудничества. Он совсем не против небольшого кровопускания Стабилизационного фонда, однако считает это возможным не ранее 2009 года. Что же касается более ранних перспектив, то это не реально, ведь в рамках трехлетнего бюджетного планирования все расписано до 2008 года. Но для премьера план – не догма. «С какого года снижать ставку НДС – с 2007 или с 2009-го – второй вопрос, – раздраженно заявил он. – Все присутствующие достаточно профессиональны с точки зрения экономики, интеллектуально подкованы, чтобы не допустить глупостей, ошибок и чтобы не поставить на грань финансового кризиса ситуацию в стране, а продолжать поиск реальных инструментов по снижению налогов, однако с повестки дня этот вопрос – снижение налогов – снимать не нужно».
И все же сказать, что точка в дискуссии поставлена, было бы опрометчиво. Алексей Кудрин не раз демонстрировал способность отбивать атаки на свое детище. Да и у главы кабмина на этот счет не сложилось определенного мнения. «Нет у нас знаний относительно использования средств Стабфонда, – самокритично констатировал Михаил Фрадков. – Я не могу найти в правительстве чиновников, которые могут доподлинно и незаинтересованно определить те точки, на которые можно использовать эти средства безболезненно и эффективно».