Черная полоса у российских энергетиков явно затянулась.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Чуть больше трех месяцев прошло с того момента, когда в Москве разразился энергетический кризис. Тогда, несмотря на то что основным виновником произошедшего было названо РАО «ЕЭС», груз ответственности в большей степени лег на его дочернее предприятие – «Мосэнерго». Сам за себя говорит хотя бы тот факт, что единственная кадровая перестановка произошла тогда именно в этой компании – ушедшего в отставку главу «Мосэнерго» Аркадия Евстафьева заменил Анатолий Копсов. Теперь у «Мосэнерго» возникли новые проблемы – в конце минувшей недели ей были предъявлены налоговые претензии на сумму 7 млрд. руб. Столь крупных взысканий российские энергетики еще не получали. К слову сказать, уставный капитал «Мосэнерго» составляет 28 249 359 700 руб., то есть всего в 4 раза превышает сумму претензий. 7 млрд. являются беспрецедентным налоговым взысканием и для РАО «ЕЭС». Этот факт в разговоре с «НГ», кстати, подтвердил член правления РАО «ЕЭС России» Андрей Трапезников. По его словам, «РАО будет с интересом следить за развитием событий, ведь это наша крупнейшая дочерняя компания (РАО «ЕЭС» владеет 50,87% акций «Мосэнерго». – «НГ»)».
Как сказал «НГ» аналитик ИК «БрокерКредитСервис» Александр Корнилов, «предъявляемая сумма немаленькая, и удивительно, что наша доблестная налоговая служба занимается такими претензиями к стратегически важным предприятиям. Хотя, конечно, понятно, что доводить ситуацию до масштабов, аналогичных делу ЮКОСа, вряд ли кто будет». Абстрагируясь от каких-то политических подоплек, которых, впрочем, эксперт не исключает, Александр Корнилов напомнил, что подобные претензии не так давно были предъявлены к «Ленэнерго». Основным их фактором явилось то, что налоговикам показалось, что компания платит абонентную плату РАО «ЕЭС», и ее суть весьма сомнительна. «Плата взимается за так называемые «управленческие услуги», а что это за услуги, никто конкретно сказать не может. Вот у ФНС и возникли сомнения в обоснованности каких-либо отчислений, поскольку из-за них, как следствие, снижается налогооблагаемая прибыль. Скорее всего, что с претензиями к «Мосэнерго» причины схожие. В принципе все энергетические дочерние предприятия РАО платят абонентскую плату, так что можно ожидать, что претензии будут предъявлены и к ним. Думаю, что раз уж такие прецеденты возникли, РАО «ЕЭС» стоит как-то урегулировать этот вопрос, возможно, искать какие-то юридические обоснования для абонентской платы. К слову сказать, РАО «ЕЭС» направляет все поступления от абонентной платы на инвестиционные программы. С учетом же того, что вся электроэнергетика остро нуждается в инвестициях, оспаривать обоснованность абонентской платы довольно нелогично», – сказал аналитик «БКС».
О том, как будут развиваться события дальше, пока говорить рано. По словам Андрея Трапезникова, «замечания налоговой инспекции прописаны на 350 страницах, и надо их внимательно и обстоятельно изучить». Впрочем, уже высказывается предположение, что никаких страшных санкций в отношении «Мосэнерго» применено не будет. «Я уверен, что вряд ли кто-то будет банкротить «Мосэнерго». Это ведь все равно что рубить сук, на котором сидит государство. Майские события еще не все забыли, и все понимают, что компания сейчас как никогда нуждается в больших средствах», – сказал Александр Корнилов.