Цены на лукойловских заправках замерли до Нового года. 1 января они оживут.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
Снижение темпов нефтедобычи в России наблюдается в течение всего этого года и плавно перетечет в следующий. Об этом вчера сообщил президенту глава Минпромэнерго Виктор Христенко. По его словам, за восемь месяцев 2005 года в России было добыто 310 млн. тонн нефти, что лишь на 2,5% больше, чем в 2004 году, когда темпы роста нефтедобычи составили около 10%. Таким образом чиновник косвенно подтвердил, что кризис нефтедобычи в России совпал с моментом разгрома одной из крупнейших нефтедобывающих компаний ЮКОС.
Оставшиеся крупные компании пытаются решать свои проблемы вполне дипломатичными способами. Так, принятое ими в начале недели решение о «заморозке» розничных цен на бензин до начала 2006 года вызвало широкий резонанс – как среди автолюбителей, так и на самом верху – в Госдуме и Совете Федерации. Прозвучавшие там вчера высказывания в адрес нефтяных компаний недвусмысленно дают понять, что «жест доброй воли», который последние хотели продемонстрировать, не получился. «Рост цен на нефтепродукты – это картельный сговор, и замораживание этого роста – худший из вариантов решения проблемы», – сказал, в частности, вице-спикер Госдумы Георгий Боос.
Сначала, видимо, не разобравшись, некоторые СМИ распространили информацию о том, что решение «заморозить» цены было навязано нефтяникам сверху, однако спустя некоторое время стало понятно, что информация о принудительности столь же выгодна компаниям, как и само принятое решение. Источник «НГ» в Минпромэнерго подтвердил, что инициаторами остановки цен были сами компании. «Компании самостоятельно определили, что они будут проявлять социальную ответственность и не будут злоупотреблять той благоприятной мировой конъюнктурой, которая сложилась благодаря высоким мировым ценам на нефть», – сказал он. Кстати, и сами нефтяники не стали опровергать это утверждение. «Это было добровольное решение компаний», – сообщили «НГ» глава пресс-службы «Сибнефти» Алексей Фирсов и начальник пресс-службы «ЛУКОЙЛа» Дмитрий Долгов.
Как сказал «НГ» президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша, решение компаний – «это хороший политический ход, который имеет своей целью продемонстрировать социальную ответственность бизнеса. По сути же компании абсолютно ничего не потеряют на этом решении. Дело в том, что в настоящее время цены на топливо уже прошли пик роста, и независимо от решений нефтяников они все равно до конца года стабилизировались бы, либо даже имели тенденцию к снижению». Удивительно, но этот факт признали и в нефтяной компании «Сибнефть». «На самом деле цены бы достигли своего пика и сами пошли бы вниз», – сказал Алексей Фирсов. «Однако это происходило бы не так синхронно и не так быстро»,– добавил он.
Возникает вполне закономерный вопрос – почему компании решили «заморозить» цены именно до 1 января и что с ними будет дальше. В «ЛУКОЙЛе» «НГ» это объяснили следующим образом: «Мы рассчитали свои силы и возможности и решили, что при таких ценах мы сможет нормально существовать именно до 1 января 2006 года. В убыток себе мы не можем работать. Просто у нас прибыль несколько уменьшится. Но мы имеем возможность маневрировать при распределении прибыли, на то мы и вертикально интегрированная компания». Поставленные сроки означают, что уже с нового года цены могут повести себя абсолютно непредсказуемо. По мнению председателя Совета Федерации Сергея Миронова, «совершенно очевидно, что через три месяца, с 1 января будущего года, мы можем ожидать скачка цен на бензин на 25–30%, и к весенним полевым работам мы подойдем с заоблачными ценами». Чтобы этого не произошло, очередные шаги должно будет предпринять уже государство. Тут-то и проясняется основной мотив, который двигал российскими нефтяниками. Чтобы с 1 января цены не взметнулись вверх, необходимо будет снять привязку налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) к мировым ценам на нефть. Этого и добиваются компании, теперь уже, в принципе, и не скрывая своих намерений. «Мы надеемся, что правительство оценит наш сегодняшний шаг, пойдет нам навстречу и снизит налоговую составляющую. Говорить, что цены растут из-за дефицита топлива – неправильно. Основная причина – привязка ПДПИ к мировым ценам на нефть. Мы надеемся, что с нового года эта привязка будет снята», сказал «НГ» Дмитрий Долгов.
В альтруизме нефтяников серьезно сомневаются и аналитики. «Идя на уступки сейчас, нефтяные компании, по всей видимости, намереваются получить отдачу в будущем в виде эффекта от снижения налогового бремени. Кроме того, расчеты показывают, что даже при сохранении нынешних цен на нефтепродукты вкупе со стабилизацией ситуации на мировых рынках нефти, поставки на внутренний рынок являются доходнее экспорта. То есть мы полагаем, что никакого негативного влияния на результаты финансово-хозяйственной деятельности нефтяных компаний нынешняя «заморозка» не окажет», – сказал «НГ» аналитик ИФК «Солид» Борисов Денис. Аналитик ИК «Проспект» Дмитрий Мангилев больше склоняется к тому, что договор с государством уже существует: «Полагаю, что это был такой процесс переговоров, когда оговаривались все детали. Компании говорили о снижении НДПИ, и я думаю, что этот шаг они смогут использовать в дальнейшем». По мнению Дмитрия Мангилева, это было сделано для того, чтобы дать время правительству снизить НДПИ. «Такая мера, как снижение этого налога, не может подействовать сразу, а учитывая, что остановить цены надо именно сейчас, скорее всего, было решено договориться с компаниями», – сказал «НГ» Дмитрий Мангилев.
По подсчетам эксперта, «ЛУКОЙЛ», «Сибнефть», «Сургутнефтегаз», ТНК-ВР и «Роснефть», принявшие решение о «заморозке», контролируют около 15% розничного рынка. Это достаточно большая доля. «Учитывая, что на рынке присутствует ценовая конкуренция, решение заморозить цены сильно на нем скажется и по всей видимости вынудит независимых производителей если не присоединиться к группе, то по крайней мере сильно ограничить рост своих цен»,– считает эксперт ИК «Проспект».
Впрочем, существует и менее оптимистичное мнение. Аналитики ИК «Велес-Капитал» считают, что независимые держатели АЗС продолжат увеличивать цены на топливо, поскольку не имеют возможности компенсировать свои потери за счет экспортных операций по продаже нефти и нефтепродуктов. А это значит, что автолюбитель может не рассчитывать на повсеместную остановку цен на бензин.