Олег Морозов уверен в неисчислимых преимуществах нового бюджета.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Первое бюджетное чтение, назначенное на 22 сентября, судя по всему, пройдет без проблем. Вчера думский комитет по бюджету рекомендовал палате одобрить его в том виде, в каком его представило правительство.
Вице-спикер Владимир Пехтин, возглавлявший рабочую группу палаты, проводившую с кабинетом министров «нулевое чтение» бюджета, отмечает, что главными целями бюджета будущего года являются «повышение качества жизни россиян, укрепление обороноспособности государства, усиление инвестиционной привлекательности российской экономики». Вице-спикер подчеркивает, что на все эти цели деньги в бюджете предусмотрены, а значит, его можно назвать «бюджетом развития».
«Все основные согласования с правительством проведены», – утверждает думский вице-спикер Олег Морозов, напоминая, что еще в начале лета «Единая Россия» обратилась к исполнительной власти с предложением увеличить расходную часть бюджета на 350 млрд. руб., а к его концу эта инициатива кабинетом была реализована. В интервью «НГ» Морозов сообщил, что отличие бюджета-2006 от предыдущих заключается в нескольких ключевых новациях. Во-первых, в том, что «мы впервые имеем возможность направлять деньги не только в какую-то макроэкономическую стабилизацию или поддержку относительного экономического роста, но и в решение стратегических социальных проблем». Во-вторых, полагает вице-спикер, «бюджет 2006 года имеет отчетливую инвестиционную составляющую», а в-третьих, «можно говорить о сбалансированности бюджета, о его некоторой упругости».
Между тем коммунисты бюджет критикуют. К примеру, зампред руководителя фракции КПРФ Иван Мельников заявляет, что «ничего особенного с точки зрения экономической стратегии в бюджете на 2006 год не видно». Он, в частности, отметил, что, несмотря на заявления о социальной направленности бюджета, в нем нет программы ускоренного роста зарплаты бюджетникам, а образовательная сфера выведена из числа бюджетных приоритетов. Что же касается разговоров о заслугах «Единой России» в деле увеличения бюджетных расходов, то Мельников назвал их «обыкновенной пиар-кампанией». Коммунисты также традиционно критикуют сейчас тот факт, что одна фракция присвоила себе право работать над бюджетом.
По мнению директора Института проблем глобализации Михаила Делягина, законопроект бюджета на 2006 год наглядно демонстрирует одну проблему: у правительства сейчас нет ни малейшего представления о том, на что тратить деньги, и оно собирается об этом подумать в перспективе. «Использование средств на инвестиционные нужды, которые заложены в проекте бюджета, – это прекрасная идея, – говорит Михаил Делягин, – но система использования этих денег получится абсолютно непрозрачной на практике». В качестве примера экономист приводит 67 млрд. руб. Инвестиционного фонда, который целиком передается в ведение правительства, и правительство не только придумывает механизм использования этих денег, но и определяет, куда их потратить. «Полная непрозрачность, полная неопределенность, отсутствие какого бы то ни было бюджетного контроля может обернуться растратой денег и соответственно дискредитацией самой идеи», – считает Михаил Делягин.
У Делягина есть еще одна претензия к правительству по части инвестиций и социальных расходов, обозначенных в проекте бюджета. По его замечанию, последние заявления президента относительно социальных расходов сильно смахивают на революцию в официальной государственной политике. «Его речь имеет абсолютно предвыборный формат, а значит, дан старт какой-то избирательной кампании», – уверен экономист. В качестве подтверждения Делягин приводит еще один аргумент. «То же самое наблюдается в Минфине – в ведомстве, которое всегда демонстративно пренебрегало всяким пиаром и откровенно плевало на мнение население. И вдруг у них появляется документ под названием «Бюджетная политика 2006–2008 годов», который носит абсолютно рекламный характер», – рассказывает Делягин. По его мнению, все это говорит о том, что грядет досрочная избирательная кампания в Госдуму, которая скоро изменит свой статус. Михаил Делягин предполагает, что парламент вскоре обретет новые полномочия – назначать президента. «Третий срок президента – это слишком скандальная акция, а наделение Госдумы новыми функциями, повышение ее статуса по аналогии с региональными заксобраниями, которые теперь утверждают губернаторов, поможет власти решить проблему 2008 года», – утверждает политолог.