Компания «Роснефть» вчера сделала то, чего от нее давно ждали. Ей наконец удалось заключить соглашение с рядом ведущих западных банков о предоставлении синдицированного кредита на 7,5 млрд. долл. Эти деньги потребуются компании для того, чтобы, как и обещалось – до конца 2005 года, расплатиться за 10,7% акций, купленных у «Газпрома» летом этого года. Условия кредита пока не разглашаются. К моменту написания статьи сделка, проходившая в Берлине, была только-только завершена. Источник «НГ» в банке Morgan Stanley, который, кстати говоря, был оценщиком в сделке по слиянию «Газпрома» и «Роснефти», сообщил изданию, что банкам, согласившимся предоставить кредит, придется соблюдать договоренность по неразглашению условий кредита до тех пор, пока не появится официальная информация от самой «Роснефти».
Отметим, что пока такая информация не поступала. Как сообщили «НГ» в Morgan Stanley, в окончательном списке синдиката четыре банка – Morgan Stanley, ABN AMRO Bank, Drezdner Kleinwort Wasserstein и JP Morgan. «Последний вариант условий, на котором стороны окончательно сошлись, еще неизвестен, да и чернила на бумагах в Берлине еще не высохли», – сказал «НГ» источник в банке. Впрочем, не факт, что, когда чернила высохнут, ситуация станет яснее. Накануне подписания соглашения в информагентствах появились сведения о том, что обеспечением кредита станут 49% акций «Роснефти», а в дополнение к ним – экспортная выручка компании. Если учесть, что после покупки «Юганскнефтегаза» и без того не очень богатая компания «Роснефть» влезла в долги устрашающей величины (еще совсем недавно, по некоторым данным, они оценивались в 20 млрд. долл.), становится сомнительным, насколько прочной гарантией может оказаться обещанный залог. Как сказала «НГ» аналитик международного рейтингового агентства Standard & Poors Елена Ананькина, казалось бы, большая задолженность «Роснефти» и ее непростая ситуация с ликвидностью создает определенный риск для инвесторов, однако у банков могут быть свои взгляды на это, любой инвестор принимает решение, исходя из своего анализа. Вероятно, они надеются на возможность поддержки российского правительства. Я бы не стала говорить о каких-то госгарантиях, поскольку это вполне определенный финансовый документ, по которому государство обязано в случае чего платить. Здесь, насколько мне известно, никаких подобных гарантий нет. Возможно, у банков есть какие-то другие стимулы поддерживать государство, учитывая политический характер этой сделки. Мы еще посмотрим, каков будет механизм реализации всего этого».
По мнению эксперта инвестиционного банка «ФИНАМ» Сергея Кудряшева, мотивация западных банков проста: «Роснефть» – это та компания, которая будет доминировать на рынке в обозримой перспективе, и ее обслуживание в будущем позволит хорошо зарабатывать. С учетом же того, что компания государственная, вопрос обеспечения и надежности совсем не выглядит критичным. Дружба с государством – доходный бизнес, это точно не благотворительность».
Выгодность сделки для западных банков подтверждает и аналитик ИК «Проспект» Дмитрий Мангилев. По его словам, тот факт, что компания принадлежит государству, означает некие негласные гарантии с его стороны. «Формально, конечно, никаких гарантий нет, однако этот долг, как и долг «Газпрома», западные инвесторы скорее всего оценивают как долг равный по рискам государственному. Важно, что государство никогда не даст этой компании объявить дефолт. Так что для западных банков сделка неплоха, учитывая, что проценты по долгам для России выше, чем для компаний развитых стран, а размер кредита очень внушителен», – полагает Мангилев.
По мнению экспертов, подписание вчерашнего соглашения можно считать настоящим достижением для «Роснефти». Как сказала Елена Ананькина, «обсуждения по этому поводу шли давно, а это значит, что у банков были вопросы и, возможно, какие-то сомнения. Вероятно, теперь они разрешились». Знаменателен тот факт, что разрешились они к моменту приезда президента Путина в Германию.