Около 60% федеральных и до 80% региональных автодорог России не соответствуют эксплуатационным свойствам. С такого признания начал вчера свою пресс-конференцию руководитель Федерального дорожного агентства (Росавтодор) Олег Белозеров. Естественно, что следующим пунктом стал вопрос денег. По мнению главы Росавтодора, выделенных на этот год 121 млрд. руб. (на 2006 год выделено не меньше, в целом дорожники занимают третье место по объемам финансирования) явно недостаточно.
По признанию Олега Белозерова, идеальной ситуацию можно было бы признать, когда деньги выделись бы из расчета 3% ВВП (примерно 600 млрд. руб.). Однако сразу возникает вопрос, который дорожникам не раз ставили, – эффективность использования бюджетных денег. Ведь освоить в России умеют любую сумму. Отвечая на вопрос «НГ» относительно коррупции в дорожной отрасли, руководитель Росавтодора призвал не сгущать краски. «Коррупция в дорожном строительстве такая же, как и в любом другом, – подчеркнул Олег Белозеров. – Ее уровень не превышает общий, а по моим оценкам, он даже меньше, с учетом того, что мы стремимся обеспечить большую открытость в своей работе». Стоит напомнить, что глава Минэкономразвития Герман Греф оценивает объем взяток на рынке строительства жилья в 3,5 млрд. долл. в год. Средний размер чиновничьих поборов за выдачу лицензии достигает 50 тыс. долл.
Между тем вопрос увеличения финансирования дорожной отрасли лоббируется на высоком уровне. Так, в Совете Федерации подготовлен законопроект, восстанавливающий старую схему финансирования на уровне регионов. В случае благоприятного исхода территории получат до 300 млрд. руб. в год на свои дорожные нужды. Правда, не факт, что это случится, поскольку Минфин категорически против такой практики.
При хроническом дефиците денег Росавтодор говорит о повышении эффективности расходования средств. Олег Белозеров в качестве примера назвал изменение приоритетов финансирования: до последнего времени львиная доля денег шла на строительство новых автодорог, на содержание уже существующих выделялись сущие копейки. Так, на содержание федеральных трасс в этом году изначально планировалось 23,7 млрд. руб. (потребность – 90 млрд. руб.). В 2006 году на эти цели предполагается выделить в два раза больше.
«Это серьезная победа», – подчеркнул Олег Белозеров, имея в виду, конечно, что хоть вопрос и остается открытым, но ремонт на автотрассах федерального подчинения (46 тыс. км) все-таки активизируется. А еще Росавтодор старается не распылять средства по множеству объектов, растягивая процесс строительства на неприлично длительный срок, а аккумулирует деньги на главных направлениях. В будущем году к числу приоритетов Олег Белозеров отнес строительство Кольцевой автодороги (КАД) вокруг Санкт-Петербурга, автодороги Чита–Хабаровск, реконструкцию трассы «Дон» и нескольких мостов. Впрочем, даже здесь сохраняется напряженность. Скажем, доведения до уровня требований дороги 1-й категории автомагистрали «Дон» стоит около 50 млрд. руб. Между тем на строительство федеральных трасс выделяется всего 48 млрд. руб. Получается, что даже статус ударной стройки лишь ненамного ускоряет этот процесс.
Олег Белозеров в очередной раз сообщил о планах построить платную трассу Москва–Санкт-Петербург, дороги от Москвы до аэропортов «Домодедово» и «Шереметьево».