Виктора Зубкова грязными деньгами не испугаешь.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Двести миллиардов рублей – именно столько, по мнению Федеральной службы по финансовому мониторингу (ФСФМ), российские граждане могли отмыть с начала этого года. ФСФМ направила в правоохранительные органы 1 тыс. 405 дел, содержащих сведения о 36 тыс. финансовых операций, «вызывающих обоснованные подозрения в причастности к отмыванию преступных доходов». 463 материала расследуются в рамках уголовных дел. Об этом в субботу рассказал глава ФСФМ Виктор Зубков в Сочи на III Международном банковском форуме «Банки России – XXI век», организованном Ассоциацией региональных банков России.
По словам Зубкова, объем переданной службой информации вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в 5 раз, а объем денег, которые фигурируют в подозрительных операциях, вырос почти втрое. Глава ФСФМ отметил деловой подход банковского сообщества к данной проблеме, что позволило «аккумулировать к настоящему времени в федеральной базе данных ФСФМ более 4 млн. сообщений (в настоящее время 13–15 тыс. ежедневно), которые представляют для нас колоссальное поле деятельности». Каждое третье сообщение банков связано с подозрительными операциями, сообщил Виктор Зубков. В то же время, по его словам, банки зачастую предоставляют сведения не вовремя.
Напомним, что с начала этого года ЦБ лишил лицензии уже несколько банков с формулировкой «отмывание денег». Первый зампред Банка России Андрей Козлов охарактеризовал два последних года как годы «управляемого стресса» и пообещал, что следующие годы будут так же трудны. «За эти два года и банковская система, и надзор сделали значительный рывок, – сказал он. – Ближайшие годы будут сложными. Это будет время очень серьезной, иногда жесткой конкуренции на внутреннем рынке. Эта конкуренция уже видна». При этом Андрей Козлов отмел возможность заинтересованности ЦБ в происходящих процессах. «Это неизбежный процесс, а не политика, которую я провожу», – заявил он. Конкуренция, специализация и консолидация – вот те процессы, которые, по мнению Андрея Козлова, будут происходить на банковском рынке в ближайшие годы. А вся система и надзор будут подстраиваться под мировые требования.
Еще в июне прошлого года ЦБ продекларировал приверженность новому Базельскому соглашению «Базель-2» и начал внедрение в России новых требований к капиталу. Банк России предложил вариант поэтапного перехода (до 2008–2009 года) к новым международным принципам. Однако, как считают участники форума, возникают трудности адаптирования соглашения к реалиям российской банковской системы. К тому же их внедрение потребует определенных инвестиционных затрат со стороны банков. И не всем банкам эти затраты будут по силам, в частности, финансовые трудности могут возникнуть у мелких и средних региональных банков.
«Очевидно, что с требованиями «Базеля-2» придется рано или поздно считаться. В конечном счете это выгодно и банкам, и надзорным органам, поскольку будет обеспечивать повышение устойчивости и эффективности функционирования в целом банковского сектора, – сказал президент ассоциации «Россия» Александр Мурычев. – Вместе с тем вопрос установки конкретных временных рамок и сроков введения соглашения может быть отложен до того момента, когда регулирующий орган адекватно оценит готовность банковской системы страны, разработает и введет механизмы и подходы, соответствующие определению содержательного надзора». По данным исследования, проведенного ассоциацией «Россия», лишь 18,2% банков готовы перейти на новые базельские принципы в полном объеме и в определенный Банком России срок. Так что пока этот вопрос все еще открыт.
Сочи