Отправленный в пятницу в Госдуму проект федерального бюджета на 2006 год чиновники и депутаты окрестили бюджетом развития. И действительно, впервые в новейшей истории инвестиционные расходы государства сформированы в таких размерах – на финансирование федеральных целевых и инвестиционных программ выделено около 640 млрд. руб., еще почти 70 млрд. руб. планируется направить в инвестфонд. Подоплека в общем-то понятна – надо же найти применение нефтедолларам, переполнившим бюджетную чашу. Однако стремление государства наращивать свое присутствие в экономике вызывает массу нареканий не только у экспертов. По информации «НГ», не находит эта политика отклика и в самом кабинете министров.
Высокопоставленный правительственный чиновник признался «НГ», что сейчас экономическая политика в большей степени ориентирована на увеличение госсектора. Таким образом делается попытка обеспечить повышение темпов экономического роста. «С одной стороны, это правильно, поскольку необходимо строить объекты инфраструктуры, создавая тем самым условия для развития бизнеса. С другой стороны, госрасходы, особенно в инвестиционной сфере, не всегда эффективны, и есть вероятность того, что чем больше средств делится чиновниками, тем выше уровень коррупции», – констатировал источник.
Он уверен, что нецелесообразно наращивать госсектор в экономике. Бюджетные инвестиции, как правило, не отличаются высокой эффективностью. Кроме того, власти, по сути, загоняют себя в порочный круг. С одной стороны, в рамках программы приватизации ставится задача оставить в распоряжении у государства к 2008–2009 годам минимум имущества, необходимого для осуществления государственных функций, напомнил собеседник. И в то же время теперь «мы интенсивно развиваем госсектор, увеличивая долю государства в капиталах акционерных обществ, и в этих проектах имеем проблемы с управлением этими долями. Вместо повышения эффективности госсектора занимаемся его расширением». Если и дальше так пойдет, то ни о каком уменьшении госсектора в ближайшие годы говорить не приходится.
Собеседник «НГ» убежден, что решение проблемы ускорения темпов экономического роста следовало перевести в другую плоскость. «Если учесть общую сумму расходов на федеральные целевые программы, инвестфонд, а также профицит бюджета, то гораздо более эффективно было бы снизить налоговое бремя, в первую очередь НДС», – заявил он. По расчетам, выпадающие доходы бюджета в 2006 году в случае снижения НДС были бы в пределах 200 млрд. руб. Теперь же инвестпрограммы только на капитальные вложения составляют около 350 млрд. руб. «Не знаю, стоило ли вообще создавать инвестиционный фонд. Через снижение налогов бизнес сам бы нашел эффективные пути развития экономики и дал бы значительно быстрее и более высокие темпы экономического роста», – резюмировал источник.
Он высказал также сомнения, что увеличение госсектора экономики, в равной мере как и реализация инфраструктурных проектов, в том числе через инвестфонд, обеспечат дополнительный экономический рост 0,6–0,8%. Если это и произойдет, то не ранее чем через 5–6 лет, но никак не в 2007–2009 годах, как обещают в МЭРТе. Инвестфонд в будущем году не заработает, поскольку до сих пор «не готовы ни порядок, ни схемы финансирования, ни сами проекты, не определены приоритеты, вряд ли они раскрутятся до конца 2006 года». Ну а дальше – собственно сама реализация проектов. Минимум год уйдет на подготовку документации. Потом этап строительства, это еще 3–4 года, а то и все 5–7 лет. А ведь объект структурообразующий, он не дает сам по себе роста ВВП, а создает условия бизнесу наращивать производство. Словом, резюмировал наш источник в правительстве, свое влияние на повышение темпов экономического роста инвестфонд окажет лет через 5–6. Причем это – достаточно оптимистичный прогноз.