Герман Греф не ждет в августе роста цен: по его мнению, они даже могут немного снизиться.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)
Вчера глава Центрального банка Сергей Игнатьев впервые открыто заявил о том, что рост цен на бензин грозит повышением темпов инфляции. Выступая на заседании правительства, он сообщил, что цены на бензин за 7 месяцев выросли на 4,5%, причем в июле – сразу на 1,8%. А за первые две недели августа они уже увеличились на 1,5%. По его мнению, другие факторы инфляции себя уже исчерпали. Выступление Игнатьева с подобными заявлениями может свидетельствовать, по мнению ряда экспертов, что ЦБ окончательно снимает с себя ответственность за инфляционные процессы и перекладывает их на остальных министров.
Между тем глава Минэкономразвития (МЭРТ) Герман Греф весьма озабочен ростом тарифов естественных монополий, особенно ЖКХ и транспорта. Глава МЭРТа ратует даже за государственное регулирование тарифов в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Кроме того, он предложил разрабатывать трехлетние инвестиционные программы и бюджеты естественных монополий, что представляется ему особенно актуальным в связи с тем, что естественные монополии обеспечивают 12–14% всех капитальных вложений в экономику. Их инвестпрограммы достигают более 2% ВВП, что сопоставимо с инвестиционными расходами федерального бюджета.
В то же время Греф проявил завидный оптимизм. По его словам, в августе может даже произойти дефляция на 0,2%. Но скорее всего рост цен будет нулевым. С этим согласен и глава Минфина Алексей Кудрин. Впрочем, прогноз на текущий год в 10–11% выдержать будет все равно достаточно сложно.
Также весьма оптимистично выглядят данные по ВВП. С января он вырос на 5,7%. В июле рост составил 0,7%, что, по словам Германа Грефа, является очень высоким показателем. Однако это уже предел. Возможности форсированного роста ВВП за счет экспорта нефти для России практически исчерпаны. Между тем, напомнил министр, выступая вчера на заседании правительства с докладом «О прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2006 год и основных параметрах прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2008 года», именно за счет этого все последние годы почти на половину обеспечивался стабильный рост ВВП.
Теперь же этот ресурс исчерпан. Даже при самом благоприятном варианте повышение объемов добычи нефти в 2006 году не превысит 2%. Для вывода локомотива отечественной экономики из кризиса Герман Греф предложил, в частности, облегчение налогового бремени на компании. Впрочем, тут же признал он, и это не означает восстановления былой рентабельности нефтяной отрасли. В 2005 году, по оценкам МЭРТа, цена на российскую нефть составит 48 долл., в 2006 году – 40 долл., а в 2007–2008 годах и того меньше – 35–36 долл.
На этих цифрах базируется и проект бюджета на будущий год, и финплан на среднесрочную перспективу. Мы сознательно придерживаемся консервативного сценария, чтобы сделать бюджет сбалансированным, пояснил Герман Греф несоответствие прогнозных показателей сегодняшним ценам на нефть на мировых биржах. Вместо нефтедолларов министр предлагает делать ставку на форсированный рост интеллектуального капитала, инновационный путь развития экономики.
Без существенных вливаний из госбюджета здесь не обойтись. По словам министра, инвестиционные и инновационные расходы будут стимулировать привлечение частных инвестиций в российскую экономику. В различные проекты в будущем году предполагается инвестировать в общей сложности 563 млрд. руб. Премьер-министр Михаил Фрадков подчеркнул, что Минфин и МЭРТ должны обеспечить систему жесткого контроля за каждым рублем. «Использование далеко не малых государственных средств на инвестиционные цели накладывает обязательства по их эффективному использованию», – сказал он, пообещав, что «спрос за результаты инвестиций будет очень строгим».
Прогноз – не догма, подвел итог Герман Греф. В зависимости от внешней конъюнктуры и политики кабинета министров возможны коррективы в ту или другую сторону. Ни о каких корректировках в сторону снижения не может быть и речи, заявил Михаил Фрадков. Ориентир – только на экономический рост. «Мы в состоянии рассчитывать, предпринимая активные действия, на увеличение темпов роста», – сказал он, подразумевая под этим удвоение ВВП.
То, что цель достижима, не следовало ни из доклада Германа Грефа, ни из выступления главы Минфина Алексея Кудрина, проинформировавшего членов правительства о завершении трудоемкого процесса бюджетного планирования. Основные параметры бюджета-2006 уже известны: доходы – более 5,046 трлн. руб., расходы – более 4,27 трлн. руб., профицит – 776 млрд. руб. Планируется увеличить расходы не только на оборону (Гособоронзаказ вырастет на 2 млрд. долл.), но и на образование (на 29%), здравоохранение (на 64%). Министр поставил условие, чтобы правительство не расходовало дополнительно средства федерального бюджета, полученные от высоких цен на нефть. Лишь при этом условии можно будет достичь всех целевых показателей, в том числе по инфляции. Если же эти деньги будут потрачены, то сорвутся показатели по инфляции и укреплению рубля, предупредил Алексей Кудрин.
В отличие от МЭРТа и Минфина ЦБ рассматривает вариант развития денежно-кредитной политики на будущий год при цене на нефть марки Urals в 50 долл. за барр., о чем сообщил председатель ЦБ Сергей Игнатьев. При цене барреля нефти в 50 долл. рост золотовалютных резервов составит 82,5 млрд. долл., укрепление реального эффективного курса рубля достигнет 9%. По мнению ЦБ, это предельная величина, дальше которой укреплять рубль не стоит.
Первый трехлетний бюджет России
2004 |
2005 |
Перспективный финансовый план | |||
2006 |
2007 |
2008 | |||
Экономические условия | |||||
Цена на нефть, долл./баррель |
34,4 |
48 |
40 |
35 |
36 |
ВВП, млрд. руб. |
16 779 |
21 000 |
24 380 |
27 840 |
31 300 |
Инфляция, % |
111,7 |
110–111 |
107–108,5 |
106–107,5 |
104–105,5 |
Курс доллара, руб. |
28,8 |
28,3 |
28,6 |
28,6 |
28,5 |
Основные параметры бюджетной системы, млрд. руб. | |||||
Доходы |
6212,7 |
8191,9 |
8676,7 |
9217,2 |
10271,2 |
Расходы |
5467,6 |
6641,9 |
7855,9 |
8791,2 |
9757,8 |
Профицит |
745,0 |
1550,0 |
820,8 |
426,0 |
513,4 |
Основные параметры федерального бюджета, млрд. руб. | |||||
Доходы |
3428,87 |
4970,7 |
5046,1 |
5089,7 |
5780,9 |
Расходы, всего |
2698,87 |
3497,0 |
4270,1 |
4658,6 |
5310,8 |
в том числе: |
354,7 |
378,5 |
443,5 |
439,7 |
456,7 |
– трансферты государственным внебюджетным фондам |
502,7 |
729,0 |
906,6 |
1031,9 |
1301,4 |
– обслуживание государственного долга |
204,7 |
228,3 |
202,5 |
214,6 |
211,5 |
Профицит |
730,0 |
1473,7 |
776,0 |
431,1 |
470,1 |
Стабилизационный фонд (на конец года) |
739,4 |
1425,7 |
2242,3 |
2600,2 |
3070,4 |
Государственный внешний долг РФ (млрд. долл.) |
109,9 |
86,2 |
79,5 |
70,3 |
62,7 |
Государственный внутренний долг РФ |
778,5 |
937,2 |
1143,2 |
1382,0 |
1646,9 |
Ожидаемые результаты | |||||
Темпы экономического роста, % |
107,1 |
105,9 |
105,8 |
105,9 |
106,0 |
Уровень бедности*, % |
17,8 |
15,8 |
13,5 |
11,7 |
9,7 |
Средняя зарплата в экономике, руб. в месяц |
6740 |
8428 |
10 125 |
11 865 |
13 524 |
Средняя зарплата в бюджетной сфере, руб. в месяц |
5078 |
6360 |
7599 |
8601 |
9875 |
Средняя пенсия, руб. в месяц |
1894 |
2325 |
2620 |
3025 |
3549 |
*Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума в общей численности населения
Источник: Минфин РФ