Вчера глава Минфина Алексей Кудрин рассказал, что предложил увеличить штатную численность Федеральной налоговой службы на 14,6 тыс. человек. Соответствующее предложение внесено в правительство. Предполагается, что 7 тыс. человек будут заниматься аудитом инспекций. Минфин рассчитывает, что эта мера позволит повысить качество подготовки налоговых актов. 3 тыс. человек будут помогать муниципалитетам при планировании их бюджетов, а 4,3 тыс. будут заниматься актами по банкротству. Тем самым оправдываются прогнозы экспертов, изначально предрекавшие фиаско административной реформы. Численность бюрократического аппарата не поддается сокращению.
Впрочем, министра финансов понять можно. Сегодня налоговое ведомство – главный поставщик допдоходов для бюджета. По недавнему признанию главы Федеральной налоговой службы Анатолия Сердюкова, нефтяники после дела ЮКОСа стали платить в казну гораздо больше. А тут еще налоговые амнистии, реформа местного самоуправления, совершенствование налогового администрирования. В общем, работы прибавилось, рук на все не хватает. К тому же работают налоговики в тяжелых условиях – крыши текут, компьютеров не хватает. Поэтому на эти цели из бюджета будущего года будет выделено в общей сложности около 1 млрд. долл. Учителя, ученые, врачи и прочие бюджетники могут отдыхать – от них государству только одно разорение.
Минфин 12 августа внесет в правительство проектировки федерального бюджета России на 2006 год. Об этом сообщил вчера директор департамента межбюджетных отношений министерства Антон Силуанов на заседании трехсторонней комиссии по подготовке бюджета на будущий год. Ожидается, что кабинет министров рассмотрит этот документ 18 августа с таким расчетом, чтобы до конца августа он попал в Госдуму.
Несмотря на рост доходов государства и увеличение армии налоговых служащих, в будущем году в России будет всего два десятка регионов-доноров. По сравнению с текущим годом рост ничтожный – всего на одного донора больше. Антон Силуанов заявил, что из дотационной кабалы федерального Центра выйдут Челябинская и Томская области. Зато Удмуртия из донора опять стала реципиентом. Несколько ранее такой же конфуз случился с небедным Башкортостаном. Все это свидетельствует, насколько нестабильно финансово-экономическое положение регионов.
Правительство так и не сумело создать условия, при которых благоприятные внешнеэкономические факторы были бы конвертированы в успехи социально-экономического развития территорий. Федеральный бюджет не первый год принимается с профицитом, однако реальных механизмов использования золотого дождя нефтедолларов, кроме как стерилизации в Стабилизационном фонде, придумать не удалось.
И то, что обсуждали вчера члены трехсторонней комиссии (правительство, Госдума и Совет Федерации), было разговором не о том, как сделать так, чтобы не стало бедных территорий, а о том, чтобы не было откровенно богатых. Депутаты и сенаторы, представляющие регионы-доноры, откровенно роптали на такой подход. Слова Антона Силуанова, что общий объем межбюджетных трансфертов в 2006 году составит 426 млрд. руб., 80% из которых распределят «на формальной основе» через различные фонды, не вселили в них оптимизма. У нас забирают почти все, лишая стимула лучше работать, доказывали они. Впрочем, и представители дотационных территорий предъявляют правительству аналогичные претензии. Повышать собираемость налогов, оказывается, им тоже нет никакого стимула. Насколько увеличит регион свои доходы, настолько ему урезают матпомощь в виде трансфертов.
В этой связи вчера предпринимались попытки внести ряд поправок, корректирующих принципы бюджетного планирования. Однако ни одна не прошла. Главе Минфина Алексею Кудрину удалось убедить авторов либо снять предложения вообще, либо перенести их на будущий год, чтобы учесть уже при верстке бюджета-2007.
Что до бюджета-2006, то для регионов он не будет принципиально новым. Антон Силуанов подчеркнул, что объемы трансфертов не превысят 15%. В результате средняя бюджетная обеспеченность территорий сохранится на уровне 64%. Фонд регионального развития, пообещал чиновник, будет другим, без региональных программ. Из него благополучный Татарстан и Башкортостан получат соответственно 6,5 и 10,2 млрд. руб.
А еще Минфин урежет более чем наполовину (с 8,6 млрд. руб. до 4 млрд. руб.) дотации территориям на обеспечение равной транспортной доступности. Проще говоря, компенсации транспортным организациям за перевозку федеральных льготников. Сэкономить сочли возможным, поскольку лишь малая часть льготников пользуется общественным транспортом. Откуда взялась такая уверенность, честно говоря, непонятно. Следующий тезис ставит под сомнение достоверность этих данных. Выясняется, что практически повсеместно отсутствует учет и контроль перевозимых льготников. Цифры берут, что называется, с потолка. Кое-где они достигают 115% от общего числа льготников, зарегистрированных в городе или районе. Особенно нерадивых Алексей Кудрин пообещал наказать рублем, не дожидаясь наступления нового финансового года. Финансирование, не исключил он, может быть прекращено уже в четвертом квартале 2005 года.