Глава 'Газпрома' Алексей Миллер ищет надежных партнеров.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
Вчера «Газпром» обнародовал список компаний, представивших технико-коммерческие предложения по участию в разработке Штокмановского газоконденсатного месторождения и строительству завода по производству сжиженного природного газа (СПГ). Как сообщила пресс-служба «Газпрома», предложения представили 9 компаний: Chevron (США), ConocoPhillips (США), Exxon Mobil (США), Hydro (Норвегия), Mitsui (Япония), Shell (Нидерланды), Statoil (Норвегия), Sumitomo Corporation (Япония), Total (Франция). Кто из этого списка станет партнером российского монополиста, пока неясно. В компании говорят, что в настоящее время идет анализ и оценка этих предложений с целью определения короткого списка (short-list) для проведения предконтрактных переговоров.
Эксперты считают, что наибольшие шансы у норвежских компаний. В пользу норвежцев говорит прежде всего их обширный опыт и технологии добычи газа в сложных условиях. Соединить российские возможности по запасам нефти и газа с опытом газовиков и нефтяников Норвегии предлагал и президент России Владимир Путин на встрече с премьер-министром Норвегии Кьелль-Магне Бундевиком. Продолжая российско-норвежский энергетический диалог, северного соседа посетил глава Счетной палаты РФ Сергей Степашин. Помимо встречи с норвежским коллегой программа визита главного российского аудитора включала, в частности, знакомство с руководством компании Statoil.
Среди аналитиков нет однозначной позиции по вопросу, какая из двух компаний – Hydro или Statoil – станет партнером «Газпрома». «Сейчас сложно говорить о том, кого «Газпром» выберет себе в партнеры: Norsk Hydro или Statoil, – говорит управляющий партнер компании «4D Consult» Григорий Выгон. – Принципиальное различие между компаниями может заключаться только в том, что Norsk Hydro – это частная компания, а Statoil – государственная. Учитывая существующие территориальные претензии Норвегии к России, я думаю, что «Газпрому» выгодно иметь дело с обеими компаниями. Плюсом сотрудничества с ними для «Газпрома» также является возможность участвовать в освоении газовых месторождений Северного моря».
По мнению эксперта, «важно учитывать тот факт, что Штокмановское – месторождение довольно сложное и очень дорогое, и что проект предусматривает строительство завода по производству СПГ. Поэтому важную роль будет играть вопрос финансовой состоятельности и возможности партнера по реализации СПГ в США», – полагает Григорий Выгон. По мнению аналитика ИК «Проспект» Дмитрия Мангилева, «партнером станет та компания, которая предложит больше денег».
В любом случае последнее слово останется за «Газпромом». Представители монополиста говорят, что уже этой осенью имя партнера по Штокману станет известно.
Стоит также отметить, что дочернее предприятие «Газпрома» Gazprom Marketing & Trading Limited вчера объявило о достижении соглашения с Shell Western LNG BV и BG Group plc по первой сделке по перевозке СПГ для поставки в США. СПГ будет куплен у BG Group и поставлен Shell в начале сентября в штат Мэриленд. Такие поставки называются обменными (своповыми), то есть СПГ будет обменян на природный газ, поставляемый «Газпромом» в Европу по трубопроводному транспорту. Объемы своповых поставок в 2005 г. могут составить 3–5 млрд. куб. м газа. В последующие три года поставки могут осуществляться на основе среднесрочных контрактов. Для «Газпрома» такие поставки имеют стратегическое значение, поскольку помогают ему уже сейчас закрепиться на североамериканском рынке, куда через 5 лет должен прийти и газ Штокмана.
═
Досье на Штокман
═
Штокмановское газоконденсатное месторождение расположено на шельфе Баренцева моря. Разведанные запасы составляют 3,2 трлн. куб. м. газа и 31 млн. т. конденсата. Лицензией на разработку Штокмановского месторождения владеет ЗАО «Севморнефтегаз» (дочерняя компания «Газпрома»). «Газпром» отбирает партнеров для реализации проекта с таким расчетом, чтобы они помогли компании выйти на североамериканский рынок сжиженного природного газа (СПГ). Рассматривается также возможность реализации СПГ в Европе. Общая стоимость проекта может составить около 10 млрд. долл.