Вчера Китай в очередной раз продемонстрировал России, что заинтересован отнюдь не только в ее нефти и газе. Отечественный строительный сектор становится одной из основных сфер, в которой планируют работать компании из КНР. Китайская инженерно-строительная корпорация (China State Construction Engineering Corporation – CSCEC) и российская корпорация Mirax Group подписали вчера в посольстве России в Пекине договор о выполнении работ по строительству железобетонного каркаса комплекса «Башня Федерации» в Москве. С российской стороны договор подписал президент корпорации Mirax Group Сергей Полонский, с китайской – президент CSCEC Сунь Вэньцзе. Стоимость работ, которые должна будет выполнить китайская корпорация, оценивается в 58 млн. долл., в то время как общая стоимость проекта составит 530 млн. долл.
Заинтересованность российских властей в сотрудничестве с Китаем хорошо известна. В начале этого месяца председатель КНР Ху Цзиньтао посетил Россию с официальным визитом и говорил о том, что был бы чрезвычайно рад увеличению товарооборота между двумя странами. Об этом он говорил с премьером Михаилом Фрадковым и с президентом Владимиром Путиным. Стороны планируют довести товарооборот до 27 млрд. долл. в текущем году и до 60 – в 2006-м.
Министр транспорта РФ Игорь Левитин, находясь в конце прошлой недели в Китае, сообщил, что КНР готова инвестировать в российскую экономику 12 млрд. долл. до 2020 года. «Однако на данный момент, кроме проекта по строительству в Санкт-Петербурге многофункционального комплекса «Балтийская жемчужина», больше ничего нет», – сказал министр. Председатель Госкомитета по делам развития и реформ Ма Кай на встрече с российским министром заявил, что Китай заинтересован в участии в проекте строительства скоростной трассы Москва–Санкт-Петербург и рассматривает возможность участия в возведении контейнерного терминала в морскому порту Мурманска.
Что касается «Балтийской жемчужины», то он действительно остается на сегодня первым и пока самым масштабным проектом КНР в России. В него планируется вложить примерно 1,3 млрд. долл. «Башня Федерации» стала вторым, но не менее значимым проектом. Правительство КНР даже намерено придать проекту «Башни Федерации» особенный статус.
По словам президента CSCEC Сунь Вэньцзе, башня А комплекса «Башня Федерации» высотой 340 метров (87 этажей) станет самым высоким зданием в Европе. В официальном заявлении компании Mirax Group отмечается, что строительство башни А рассчитано на два года и начнется в ноябре 2005 года.
Как стало известно «НГ», в тендере на строительство каркаса помимо CSCEC участвовали Шанхайская строительная корпорация и турецкая компания ANT YAPI. Конечный выбор российской корпорации объясняется аналитиками рынка недвижимости по-разному. Как сказал «НГ» руководитель аналитического центра IRN.ru Олег Репченко, по его данным, Mirax искал подрядчиков очень активно еще с прошлой осени. «Для этого специалисты компании объездили чуть ли не весь мир, побывали и в Европе, и в Китае, в результате сделали выбор в пользу последнего. Думаю, это в первую очередь связано с тем, что китайцы предлагают наиболее оптимальный вариант по соотношению цены и качества по сравнению с Европой и Америкой, которые традиционно дороже. Это совершенно естественный выбор, продиктованный интересами бизнеса. Понятно, что у китайцев дешевле... Что же касается качества, то это вопрос. Хотя наверняка оно есть. Свидетельством тому хотя бы тот факт, что большинство небоскребов находятся в Юго-Восточной Азии, а не в Европе», – сказал Олег Репченко.
По словам старшего консультанта компании Knight Frank по рынкам капиталов России и СНГ Виктора Малеванкина, китайские девелоперские компании действительно имеют внушительный опыт строительства объектов повышенной этажности на территории специальных экономических зон: Шанхай, Шэньчжэнь и т.д. «К тому же участие китайских компаний в проектах вроде «Башни Федерации» в качестве соинвесторов дает ощутимое преимущество, которое заключается в том, что китайские банки охотно выделяют средства на инвестирование в строительство объектов коммерческой и жилой недвижимости за рубежом», – добавил эксперт.