У Игоря Артемьева немало дел на нефтяников.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
За июнь 2005 года цены на бензин выросли на 2,6%. По данным источника «НГ» в Московской топливной ассоциации, бензин Аи-2 и Аи-95 подорожал в розницу за первое полугодие в среднем на 10%, а на оптовом рынке на 30%. Впрочем, рост цен на топливо никого не удивляет – в прошлом году цены на бензин в России выросли более чем на 30%. Эксперты говорят о множестве факторов, влияющих на цены, – высокая стоимость нефти на мировых рынках, высокие налоги и пр. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) считает, что цены на бензин растут и по причине сговора между компаниями – участниками рынка.
Руководитель пресс-службы ФАС Ирина Кашунина вчера подтвердила «НГ», что за год территориальными органами возбуждены десятки дел против различных нефтяных компаний по фактам необоснованного повышения цен, а также злоупотребления доминирующим положением. По некоторым из них решения суда уже вступили в законную силу, другие дела еще находятся в процессе рассмотрения. В текущем году ФАС продолжает возбуждать и новые дела.
Руководитель ФАС Игорь Артемьев признает при этом, что в реальной жизни доказать наличие сговора между продавцами бензина крайне сложно. По словам Игоря Артемьева, удалось доказать в суде, что некоторые компании вступили в картельный сговор и безосновательно повысили цены на топливо. Например, обвинение доказано в отношении компаний «ЛУКОЙЛ» и ЮКОС. На них наложены штрафы в размере 1 млн. долл. и 2,5 млн. долл. соответственно. Но черту подводить рано. Продолжаются судебные процессы в отношении «Сибнефти» в Омской и ряде других областей.
Не исключено, что в обозримом будущем у чиновников антимонопольной службы появится совершенно другая мотивация наказывать виновных рублем. За нарушение антимонопольного законодательства штрафы будут повышены в разы. Руководитель ФАС Игорь Артемьев предложил привязать их размер к годовому обороту компаний. За злоупотребление доминирующим положением на компанию наложат штраф в размере 2% от оборота, ну а за картельный сговор и того больше – до 4% от оборота.
Кроме того, ФАС ратует за принятие точного определения понятия «коллективного доминирования на олигопольных рынках». Не так давно в первом чтении Госдума приняла проект закона «О конкуренции», который вводит это понятие. Если сейчас доминирующим считается субъект, который контролирует более 65% рынка, то в новом законе доминирующей признается любая из трех компаний, контролирующих вместе 50% рынка, либо из пяти, контролирующих 70%. По мнению авторов законопроекта, это даст возможность достаточно оперативно пресекать нарушения в торговле ГСМ.
Нефтяные компании, в свою очередь, заявляют о невиновности. Дескать, они потому поднимают цены на бензин, что правительство постоянно повышает экспортные пошлины. По словам президента «ЛУКОЙЛа» Вагита Алекперова, если экспортная прибыль ограничивается, она должна быть компенсирована благодаря повышению цен на бензин. Экспортную пошлину на нефть правительство действительно подняло. С 1 августа она устанавливается в размере 140 долл. за тонну. Также не снижаются и налоги на нефтяников. Стоимость нефти на мировых рынках держится на рекордных уровнях выше 50 долл. за баррель. Это значит, что ценники на автозаправках в очередной раз ждет обновление. И не последнее. К концу года цена на бензин вполне может преодолеть рубеж в 20 руб.