Центральный Банк России (ЦБ РФ) всерьез готовится к конвертируемости рубля. Об этом банкирам страны на Десятой Северо-Западной банковской конференции (14–16 июля) объявил заместитель председателя ЦБ РФ, директор Департамента информационных систем ЦБ РФ Михаил Сенаторов: «Уже внедрены тестовые участки международной платежной системы RTGS (Real Time Gross Settlement – система валовых расчетов в режиме реального времени) с учетом часовых поясов России, и в течение двух лет система заработает полностью. Это позволит превратить рубль в конвертируемую валюту». На вопрос корреспондента НГ, когда после внедрения RTGS, по планам Центробанка, рубль станет действительно конвертируемым, Михаил Сенаторов ответил, что денежные власти тут будут ориентироваться на последнее Послание президента, где он пожелал, чтобы это было достигнуто уже к 2007 году. «По своим экономическим показателям страна готова к этой конвертируемости», – подчеркнул зампред ЦБ.
Год назад Банк России подписал меморандум с ассоциацией SWIFT, по которому будет осуществляться адаптация системы валовых расчетов в режиме реального времени (RTGS) к существующей расчетной системе Банка России. По данным специалиста по банковским IT-системам, пожелавшего остаться неназванным, в России сейчас треть российских банков (чуть больше 400) имеют возможность производить банковские расчеты с любой точкой мира в режиме реального времени. Это стало возможным благодаря хлопотам Центробанка, который потратил на внедрение RTGS около 2% своего бюджета, предназначенного на IT-технологии.
Российская банковская платежная система несколько отстает от общепринятой в мире. И отличается она тем, что сложилась недавно. Денежные переводы приходится ждать до нескольких банковских дней – в отличие от электронных платежей, осуществляемых в течение минут и даже секунд. Соответственно банковские отчеты по-прежнему представляют собой внушительные «многотомники», над которыми работают помимо классических бухгалтеров множество клерков-делопроизводителей. Тогда как основная масса банков в мире давно перешла на электронные документы с использованием ультрасовременных, постоянно совершенствующихся электронных платежных технологий, электронных цифровых подписей, расчетных сервисов. Внедрение в России международной системы отчетности (МСФО) тормозится в том числе и тем, что не все банки готовы к внедрению RTGS. Речь о системе расчетов банков в режиме реального времени. Михаил Сенаторов подробно рассказал о том, как будет работать система. «Контур RTGS является необходимым условием для перехода к конвертируемости рубля, – пояснил Михаил Сенаторов. – RTGS будет выступать дополняющим компонентом к существующей платежной системе. Для его внедрения будут привлекаться международные эксперты, чтобы можно было использовать весь накопленный мировой опыт».
Беда в том, что не все банкиры пока всерьез относятся к планам Центробанка повысить статус рубля в мире и вообще к IT-банкингу. И не очень-то уважают отечественные IT-компании. «Мало пока на российском рынке компаний, которые в состоянии предложить банкам готовые современные автоматические платежные системы, – сетует руководитель департамента по работе с финансовыми компаниями «САП СНГ и страны Балтии» Оксана Глущенко. – Поэтому банки вынуждены обращаться к западным компаниям. Есть и другая проблема. Мы провели исследование, по которому выяснилось, что 36% банков в настоящее время просто ограничены существующими IT-системами в достижении своих целей». По мнению Оксаны Глущенко, это происходит исключительно из-за непонимания самими банкирами ценности IT-банкинга.
Так что пока денежные переводы будут запаздывать, разжигая недоверие между банками и их клиентами. Риски банковской системы страны в результате будут такими же высокими. Особенно если учесть недостаточно высокую степень защищенности банковской информации, без которой работа RTGS не менее опасна, чем коренная реформа банковских платежей. Эти и ряд других причин заставили председателя Банка России Сергея Игнатьева издать 15 июля приказ, повышающий ответственность банкиров за разглашение «информации с ограниченным доступом и за исключение влияния сторонних лиц на принятие Банком России решений в отношении кредитных организаций». О санкциях в приказе не говорится. Однако заканчивается он словами «Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой» и личной подписью Сергея Игнатьева.