Сейчас возможно застраховать свой транспорт практически на все случаи жизни.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
По данным Росстрахнадзора, в 2004 году сумма страховых премий, собранных по ОСАГО, составила 49,2 млрд. рублей. Доля ОСАГО в общем страховом портфеле за год выросла с 6 до 10,4%. На начало 2005 года было приобретено 39 158 тыс. полисов ОСАГО и урегулировано 960 тыс. страховых случаев.
Однако высокими темпами растут и выплаты страховщиков. За прошлый год они составили 19, 2 млрд. рублей по урегулированным случаям и 2,5 млрд. рублей по неурегулированным. По данным Минфина, страховые выплаты по ОСАГО за I квартал 2005 года перевалили за 8 млрд. рублей. Как сообщил на недавнем заседании правительства РФ замглавы Минфина Сергей Шаталов, выплаты за данный период по урегулированным страховым случаям составили 6 млрд. рублей, при этом по неурегулированным спорам выплаты превышают 2 млрд. рублей. Если соотнести эти цифры с объемом собранных премий, то очевидно, что растет убыточность этого вида страхования. За последний год у нескольких компаний, занимающихся ОСАГО, отозваны лицензии. А это создает проблемы для автовладельцев – клиентов компаний-банкротов, которые уже испытывают трудности с выплатами.
Впрочем, мнения экспертов в оценке сегодняшней ситуации на страховом рынке расходятся. «Говорить о том, что ОСАГО является убыточным уже сегодня, несколько преждевременно, – считает заместитель директора Центра страхования автотранспорта РОСНО Сергей Абалакин. – Опыт зарубежных страховщиков, занимающихся ОСАГО, свидетельствует, что убыточность растет по мере развития ОСАГО и достигает пика примерно на 3–4-й год». Правда, он тут же добавляет, что статистика ОСАГО в России говорит о нарастающей убыточности этого вида страхования: убыточность за 2003 год составила 46,06%, за 2004 год – 62,36%, рост выплаты по ОСАГО в I квартале 2005-го вырос на 100,1%.
«Уже ясно, что ОСАГО убыточно в отдельных регионах и по отдельным группам страхователей, – считает Сергей Бегров, заместитель генерального директора «РЕСО-Гарантия», курирующий вопросы ОСАГО. – Небольшие компании, которые работали на узком портфеле, действительно терпят убытки по ОСАГО. Тенденция роста убыточности сохраняется, что прогнозировалось нашими специалистами».
Более категоричен в своих оценках исполнительный вице-президент страховой компании НАСТА Сергей Ефремов. «Существуют регионы, в которых уровень выплат уже превышает 100%, а в некоторых регионах уровень составляет около 70%, – говорит он. – В совокупности, с учетом расходов на ведение дела, финансовый результат по ОСАГО достаточно скромный либо равен нулю». О том, что убыточность ОСАГО уже ощущается, говорит и начальник отдела урегулирования убытков по ОСАГО СК «Согласие» Петр Харчевников: «Это показывает статистика нашей компании. Поэтому в данной ситуации необходимо максимальным образом сбалансировать портфель, не допустив превышения доли автотранспортного страхования в структуре страховых взносов. Плюс к этому нельзя снижать тарифы, поскольку это может подорвать весь рынок автострахования».
По словам президента Городской страховой компании Ирины Люшня, убытки растут гораздо более высокими темпами, чем прогнозировалось. К тому же нельзя сбрасывать со счетов и еще один фактор: «Та часть страхового платежа, которая предусмотрена на выплату страхового возмещения за пострадавшее имущество, уже практически вся выплачена потерпевшим в ДТП. Оставшаяся часть страхового платежа предназначена на компенсации по жизни и здоровью, а поскольку по этим компенсациям нет ограничений в сроках исковой давности, потерпевшие могут обратиться за выплатой через несколько лет, и мы будем обязаны произвести эту выплату. И если мы сейчас не предусмотрим эти отложенные выплаты, то потерпевшие не будут обеспечены надлежащими компенсациями». По словам Ирины Люшня, в некоторых городах и районах уже сейчас не хватает собранных премий даже на выплаты по разбитым автомобилям. «Появились первые страховые компании, у которых была отозвана лицензия на ОСАГО, а значит, выплаты придется компенсировать из собранных ранее другими страховщиками средств», – добавляет она.
По мнению страховщиков, несовершенство нормативно-правовой базы – главное, что тормозит сегодня развитие обязательного автострахования. Что же касается тарифов, то почти все страховщики убеждены, что они нуждаются в корректировке. Вопрос только в том, когда их следует менять и на каких принципах. «По моему мнению, – говорит Сергей Ефремов, – тарифы по ОСАГО в данное время достаточно низкие, но при этом и страховое покрытие небольшое. Нужно поднимать одновременно и страховую сумму, и тарифы для любых категорий граждан».
Компании – лидеры рынка автострахования по итогам 2004 года
Компания |
Страховые взносы, всего, млн. руб. |
Страховые выплаты, всего, млн. руб. |
Кол-во заключенных договоров, ед. |
Страховая сумма по заключенным договорам, млн. руб. |
Физлица, взносы, всего, млн. руб. |
Физлица, выплаты, всего, млн. руб. |
Кол-во договоров, ед. |
Росгосстрах |
19 257,0 |
8802,0 |
11 142 579 |
4 428 094,1 |
16 540,2 |
7838,9 |
9 798 889 |
РЕСО-Гарантия |
10 698,9 |
4834,0 |
2 595 590 |
1 030 151,1 |
9361,9 |
4218,2 |
2 315 498 |
Ингосстрах |
10 220,7 |
4779,0 |
1 249 314 |
769 721.4 |
7 519,2 |
3512,9 |
1 031 729 |
РОСНО |
3117,0 |
1190,7 |
522 656 |
299 255,1 |
2 79,6 |
865,5 |
355 766 |
ВСК |
2683,7 |
1132,4 |
857 274 |
351 668,8 |
1560,1 |
775,8 |
588 633 |
Спасские ворота |
2291,7 |
943,9 |
892 055 |
356 060,1 |
1650,9 |
696,3 |
688 061 |
Альфа Страхование |
2101,2 |
977,1 |
535 629 |
– |
– |
– |
– |
НАСТА |
2024,2 |
964,3 |
– |
– |
1638.6 |
833,4 |
– |
МАКС |
1855,1 |
838,9 |
513 946 |
201 829,0 |
1583,2 |
743,0 |
443 087 |
Согласие |
1781,6 |
809,2 |
421 261 |
157 870,2 |
1376,5 |
618,0 |
347 859 |
Источник РБК