0
845
Газета Экономика Интернет-версия

11.07.2005 00:00:00

Отношение к «автогражданке» постепенно меняется

Тэги: осаго, перспектива, итог, кигим, страхование


осаго, перспектива, итог, кигим, страхование Страховщики по ОСАГО пока собирают больше, чем выплачивают.
Источник: Минфин

– С ОСАГО сегодня масса проблем. С одной стороны, граждане недовольны высокими тарифами, несвоевременной выплатой страхового покрытия, с другой стороны, страховые компании считают этот вид страхования убыточным. Так ли это?

– Нигде, ни в одной стране мира, введение ОСАГО не вызывало восторга водителей. Вместе с тем во многих странах «автогражданка» существует уже десятки лет и полностью себя оправдывает. А говорить просто о завышении или занижении страховых тарифов не только преждевременно, но и неправильно. Надо понимать, что снижение тарифов – это ущемление прав граждан, которые в итоге не получат достаточных средств на лечение и ремонт машины. Можно, конечно, руководствоваться логикой «лучше меньше заплати, и будешь получать копейки в виде выплат», но это неправильно.

В законе об ОСАГО закреплена норма, согласно которой первый обратившийся за страховой выплатой потерпевший в ДТП может рассчитывать на 160 тысяч рублей по ущербу здоровью. В случае, если он выберет всю сумму лимита, остальным участникам аварии, обратившимся за выплатой, не достанется ничего. Поэтому страховщики, проанализировав тарифы, решили, что надо увеличивать выплаты – пока до 240 тысяч рублей на каждого погибшего или получившего травмы.

Что касается нарушений со стороны страховщиков, то такие случаи есть. Но есть и эффективный механизм борьбы с ними. Если страховая компания нарушает действующее законодательство и затягивает сроки страховой выплаты, то потерпевший вправе пожаловаться в РСА или ФССН или подать на страховщика в суд.

Убыточность в ОСАГО действительно есть. Более того, она постоянно растет. Для страховщиков это не является чем-то неожиданным. Опыт других стран, где было введено ОСАГО, показывает, что пик выплат достигается на третий и четвертый годы действия этого вида страхования. Это происходит потому, что начинает функционировать механизм компенсации вреда, нанесенного жизни и здоровью третьих лиц, а эти выплаты, как правило, значительные. Кроме того, все больше пострадавших начинают обращаться в страховые компании, понимая, что это реальный механизм возмещения вреда.

Еще одна причина убыточности – катастрофическая ситуация с аварийностью в нашей стране. На дорогах ежегодно гибнет около 30 тысяч человек, а около 200 тысяч получают повреждения здоровья. Это пятая часть соответствующих общемировых человеческих потерь. Свою пагубную роль играет и изношенность автопарка. При этом стоимость ремонта автомашин, цены на запчасти для них постоянно растут. Сказывается также инфляция. Все это при неизменности размера страховых тарифов по ОСАГО «ложится» и на убытки ОСАГО.

– Будут ли в ближайший год меняться тарифы по ОСАГО?

– Изменение тарифа не самоцель. Это всего лишь средство реализации принципов и механизмов, заложенных в законе. Но чтобы понять, насколько тариф адекватен – для конкретной категории транспортных средств, автовладельцев или регионов, – нужно накопить подробную статистику за 3–4 года страхования. Например, уже сегодня мы можем сказать, что занижены тарифы для ряда северных городов, где достаточно высокая стоимость ремонта автотранспорта. В результате убыточность страховщиков в таких городах, как, например, Ханты-Мансийск или Когалым, составляет 130–170%. Для устранения явных перекосов (например, по отдельным населенным пунктам или по такси и печально известным «Газелям», по которым аварийность выше) уже сейчас РСА собрал необходимую информацию и представил предложения в Минфин.

– Какие главные проблемы приходится сегодня решать компаниям, занимающимся ОСАГО?

– Основные проблемы начального периода этого вида страхования, прежде всего связанные c созданием соответствующей инфраструктуры, страховщиками решены. На передний план сейчас вышли задачи качественного характера. Надо повысить качество обслуживания страхователей и потерпевших, степень защиты интересов лиц, пострадавших в ДТП, сокращать сроки выплаты страхового возмещения.

Необходимо упростить порядок оформления мелких ДТП, в которых нет пострадавших и материальный ущерб относительно невелик, то есть вводить так называемый «европейский протокол». Упрощение оформления мелких аварий должно разгрузить транспортные потоки на дорогах и облегчить работу ГИБДД.

Перед участниками реализации ОСАГО – Российским союзом автостраховщиков, рядом министерств и ведомств – стоит задача всеобъемлющего информационного обеспечения «автогражданки», создания Федерального информационного ресурса, позволяющего оперативно обмениваться информацией и более эффективно решать другие проблемы, в том числе сбора и анализа статистики, борьбы со страховым мошенничеством, повышения безопасности дорожного движения. С повестки дня не снимаются и задачи обеспечения финансовой стабильности страховых компаний на рынке ОСАГО.

– У какого числа компаний, занимающихся ОСАГО, сегодня приостановлены или отозваны лицензии?

– Более 170 страховых организаций сегодня являются действительными членами РСА. У пяти приостановлено действие лицензий. К концу марта этого года на долю этих пяти компаний приходилось меньше одного процента (0,8%, или 185 701 договор) от общего числа действующих договоров ОСАГО.

Отозваны лицензии у двух компаний. Это «Авест» и Западно-Сибирская страховая компания (ЗСТСК), которые к концу прошлого года заключили 90 554 договоров, что составило 0,4% от общего количества действующих договоров ОСАГО.

– Как будут выплачиваться долги этих компаний?

– В случае если ЗСТСК и «Авест» будут официально признаны банкротами, по требованиям потерпевших заплатит РСА. Но этого пока не произошло, а клиентов заставлять ждать нельзя. Поэтому члены РСА, сознавая корпоративную ответственность страхового сообщества за обязательства перед клиентами, подписали соглашения о приеме потерпевших по договорам, заключенным «Авестом» и ЗСТСК. Эти компании – Росгосстрах, «РЕСО-Гарантия», «МАКС», «АльфаСтрахование». Мы предполагаем, что в ближайшее время прием потерпевших начнут также «Согласие», Ингосстрах.

Но эта процедура на сегодняшний день законодательно не закреплена. Все, что делают страховщики и РСА в отношении клиентов компаний, у которых отозвана лицензия, основано на доброй воле, на добровольном соглашении. Поэтому в Госдуму был внесен и уже принят в третьем чтении законопроект, который должен наделить РСА правом осуществлять компенсационные выплаты не только при формальном банкротстве, но и в случае отзыва лицензии у страховщика.

– Каков объем резервных фондов, созданных РСА?

– Сумма резерва текущих компенсационных выплат – 1 831 331 тысяч рублей, сумма резерва гарантий – 932 018 тысяч рублей.

– Каковы перспективы автострахования?

– Отношение к «автогражданке» постепенно меняется. Люди начинают понимать, что с введением обязательного страхования впервые в нашей стране материальную защиту получили не только те, кто находится за рулем, но и просто переходит через дорогу или едет в автомобиле как пассажир.

Во многих государствах страхование автогражданской ответственности осуществляется не один десяток лет. В мире осталось не более 25 стран, где нет ОСАГО, но на долю этих стран приходится менее 10% мирового автомобильного парка. Мы живем в цивилизованном мире, и каждый должен иметь право на защиту своих интересов. Одним из способов защиты прав граждан и является обязательное страхование.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
620
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2344
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1554
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1183

Другие новости