Александр Жуков считает, что качество дорог не соответствует их стоимости.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Вчера на заседании правительства министр финансов Алексей Кудрин и вице-премьер Александр Жуков раскритиковали желание Министерства транспорта получить на финансирование федеральной целевой программы «Развитие экспорта транспортных услуг России (2006–2010 гг.)» 304 млрд. руб. государственных средств. Эксперты также считают аппетиты транспортников, мягко говоря, завышенными. В общем, практически все пришли к единому мнению, что, прежде чем просить такие деньги, надо сначала научиться эффективно расходовать те средства, которые уже есть. Прямо популярные в последнее время среди чиновников слова «коррупция» и «воровство» никто не произнес, но они витали в воздухе. Тем не менее концепция ФЦП была одобрена.
Всего на программу Минтранс предлагает потратить за 5 лет 736 млрд. руб., из них за счет внебюджетных источников – более 400 млрд. руб. Минтранс предлагает запустить механизм смешанного долевого финансирования проектов частными инвесторами, правительством и регионами посредством создания совместных акционерных обществ или через передачу создаваемых объектов госсобственности в длительное концессионное управление.
Алексей Кудрин не разделил оптимизма коллеги. Заявка не увязана с прогнозами по бюджету, заявил он, предложив еще раз проанализировать объем средств, выделяемых на ФЦП, и согласовать их с параметрами трехлетнего бюджета. Скептицизм главы Минфина разделил вице-премьер Александр Жуков. Частно-государственному партнерству может помешать неэффективность расходования бюджетных средств в транспортной сфере, заявил он. По его мнению, дороги в России очень дорогостоящие и служат непродолжительный промежуток времени.
В штыки воспринял Кудрин и идею финансировать некоторые ФЦП из инвестфонда. «Это преждевременно», – считает главный финансист страны, сейчас пока даже нет положения об инвестфонде. Однако Игорь Левитин так не считает. Финансирование программ из фонда «не противоречит его принципам, а, наоборот, позволяет системно и комплексно подходить к решению масштабных общегосударственных задач», – убежден он.
Глава Минпромэнерго Виктор Христенко напомнил, что из федерального бюджета на эту программу предполагается ежегодно выделять порядка 60 млрд. руб., в то время как объем инвестфонда на 2006 год запланирован в размере 70 млрд. руб. Глава Минэкономразвития Герман Греф отметил, что законопроект «О концессионных соглашениях» дает инструмент для привлечения инвестиций в дорожную и коммунальную инфраструктуру. Обязательное условие, чтобы все инвестпроекты, а также процедура привлечения инвесторов должны быть публичными и открытыми. Конкурсные процедуры и распределение средств должны проходить под контролем общественности и конкурентов.
Предложение пришлось по душе премьеру Михаилу Фрадкову. По его мнению, концессии будут способствовать развитию государственно-частного партнерства. «Это новое для нас дело, поэтому этот процесс должен быть открытым и подконтрольным», – резюмировал глава правительства. С его подачи правительство в целом одобрило концепцию транспортной ФЦП, изменения должны быть внесены до 15 июля.
Второй вопрос повестки дня тоже напрямую касался транспорта. Были одобрены предложения Минфина по совершенствованию законодательства об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО). Минфин, в частности, предлагает оформлять страховые случаи при совершении ДТП без участия сотрудников ГАИ, уточнив перечень документов, представляемых потерпевшим для получения страховой выплаты. Ну а самое главное, ставки страховых взносов по ОСАГО – решено оставить без изменений на ближайший год.