Андрею Илларионову не нравится политика Германа Грефа.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Конфликт между главой Минэкономразвития Германом Грефом и премьером Михаилом Фрадковым приобретает черты масштабной аппаратной войны. В нее вовлечены очень весомые силы. Как стало известно «НГ», сторону Михаила Фрадкова, настаивающего на необходимости удвоения ВВП, принял президент Владимир Путин. В распоряжении редакции имеется информация об итогах проверки контрольно-ревизионным управлением президента исполнения законодательства о стимулировании экономического роста. Вердикт для Грефа нерадостный: предложенная его ведомством программа социально-экономического развития на ближайшие три года не позволяет ускорить рост экономики. Президент велел правительству откорректировать документ.
Премьер-министр получил политическую поддержку из Кремля не случайно. Известно, что авторство идеи удвоения ВВП принадлежит ближайшему окружению президента – помощнику главы государства Игорю Шувалову, работавшему ранее в одном правительстве с Грефом. Идея удвоения также горячо поддержана советником президента по экономике Андреем Илларионовым. Между тем на нескольких последних заседаниях правительства Герман Греф несколько раз открыто заявлял Фрадкову, что удвоение ВВП к 2010 году невозможно. Признать правоту Грефа для кремлевских чиновников – это значит расписаться в собственной некомпетентности и проиграть аппаратную войну за влияние на президента. Греф же очень удачно пользуется текущей не очень благоприятной ситуацией в экономике, чтобы набрать очки и подставить коллег.
По оценке КРУ, предлагаемые МЭРТом варианты социально-экономического развития страны консервируют инерционный путь. «Крупных инновационных проектов государственного значения, способных решить ключевые проблемы повышения конкурентоспособности отечественной промышленности и стать отправными точками экономического роста, до настоящего времени не предложено», отмечается в информационной записке, составленной по результатам проверки выполнения органами госвласти законодательства, направленного на развитие производительных сил реального сектора экономики.
Основной причиной замедления темпов экономического роста (в первом квартале они сократились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года почти в два раза) является то, что правительством не разработан и не задействован механизм перехода от политики макроэкономической финансовой стабилизации к стратегии устойчивого экономического роста. «Министерства экономического блока, – пояснил «НГ» высокопоставленный источник в Белом доме, – по-прежнему работают в режиме антикризисного управления». Между тем, отметил наш собеседник, ситуация изменилась – мы перестали быть бедными. Страна разбогатела, следовательно, нужны другие подходы к решению задач развития экономики, в том числе и удвоению ВВП.
Проблема в том, считает источник, что либералы-реформаторы превратились в консерваторов и оказываются неспособными распорядиться возможностями, внезапно открывшимися перед ними. «До настоящего времени не определены пути трансформирования в инвестиции финансовых ресурсов, поступающих от экспорта сырья. При наличии избыточных государственных средств не принимается долгосрочных решений инвестиционного характера, направленных на развитие научно-технического потенциала страны», констатируют эксперты Контрольного управления. По их оценкам, наибольшие инвестиции в основной капитал поступают в топливную промышленность и электроэнергетику – 57%, а в машиностроение и металлообработку – всего 7%. Финансовое положение реального сектора экономики остается неудовлетворительным. Рентабельность производства за последние пять лет снизилась с 25 до 15%. В январе–феврале этого года общая сумма убытков в экономике увеличилась на 34%.
Андрей Илларионов, в свою очередь, фактически объявил Грефу войну. В недавнем интервью «Московским новостям» он не только поддержал Фрадкова, но и обвинил главу Минэкономразвития в экономическом расизме. «Немцы смогли это (удвоить ВВП) сделать! А граждане России – нет? Не могут? Лицом не вышли? Алжирцы смогли! Индонезийцы! Иракцы! Нигерийцы! Жители Экваториальной Гвинеи! Мозамбикцы, намибийцы, катарцы – все смогли. А мы – нет? Надо прямо и честно сказать: это – чистый, рафинированно чистый расизм», – не сдерживал эмоций господин Илларионов.
Игорь Шувалов, общаясь не так давно с журналистами, был более сдержан, но тем не менее недовольство действиями Грефа не скрывал. Шувалов считает, что тенденцию к замедлению экономического роста можно переломить, «если переориентировать капиталы на направление развития человека». При этом «есть возможность подтолкнуть ситуацию к увеличению темпов роста до намеченных 7,2% и решению задачи удвоения ВВП».
В итоге среднесрочная программа возвращена в МЭРТ на доработку с резолюцией премьер-министра подкрепить проект программы и план действий комплексом мер и конкретных механизмов по их реализации. И это именно то, чего премьер безуспешно добивается уже который месяц от Грефа, у которого с практикой так же плохо, как хорошо с теорией. «Не надо ставить диагнозы, – заявил по этому поводу высокопоставленный источник в правительстве. – Все и так давно известно. Надо продумать и предложить конкретные способы лечения болезни и начать наконец лечить». Однако вряд ли это конец истории. Возможно, у Германа Грефа найдется свой административный ресурс и сторонники в Кремле и он еще поборется с пока превосходящими «силами противника».