Центральный банк РФ (ЦБ) продолжает демонстрировать безудержный оптимизм в отношении сдерживания роста цен. Вчера на очередной пресс-конференции первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев сообщил, что по итогам трех кварталов инфляция не должна превысить 8%. По итогам года, по его мнению, цены вырастут максимум на 10%. «Мы ожидаем по итогам первого полугодия получить накопленную инфляцию 8%, по итогам трех кварталов мы ожидаем ту же цифру. В осенние месяцы возможен двухпроцентный люфт», – сказал представитель ЦБ.
За первые 5 месяцев текущего года инфляция составила 7,3%. По прогнозам министра финансов Алексея Кудрина, в июне цены вырастут еще на 0,6–0,8%. Вчера руководитель экспертного управления президента РФ Аркадий Дворкович высказал мнение, что рост цен может достичь в июне 1%. «В июне, очевидно, инфляция будет отличной от нуля – в интервале 0,5–1%», – сказал он. Так что прогноз ЦБ по первому полугодию вполне реален. Что же касается итогов года, то здесь мнения властей и экспертов резко расходятся.
Вице-премьер Александр Жуков вчера выразил мнение, что инфляцию удастся удержать в пределах максимального значения – 10%. Минфин и Минэкономразвития придерживаются сходных позиций. На чем основана уверенность чиновников, непонятно. Пожалуй, в стране нет ни одного неправительственного эксперта, который согласился бы с официальными оценками. Эксперты прогнозируют рост цен на уровне в лучшем случае 11–12%, в худшем – 14–15%.
Пессимизм объясняется просто. «Для удержания инфляции в пределах 10% российским властям понадобится дефляция не менее чем в 2–3%, что представляется абсолютно нереальным», – считают эксперты Центра экономических исследований ММИЭИФП. На цены будут оказывать мощное давление возросшие социальные выплаты государства населению, которые в силу наличия огромного отложенного спроса, прямым ходом пойдут на потребительский рынок. Да и цены на нефть продолжают расти, поэтому приток валюты в страну вряд ли снизится. При этом, по прогнозам Алексея Улюкаева, и отток капитала из страны расти не будет. Стоит также учитывать вероятность очередного повышения тарифов монополистов.
Научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин сказал «НГ», что «нынешний уровень инфляции есть прямое следствие дела ЮКОСа, которое стало главным фактором снижения деловой активности в стране». Доверие или недоверие к правительству и соответственно рост или снижение спроса на деньги в качестве инфляционного фактора отмечает и Аркадий Дворкович. «Очень много будет зависеть от спроса на деньги: если он составит 5–10%, то инфляция снижаться не будет. Если спрос на деньги составит 10–15%, то на снижение есть шансы», – сказал он.
Все это делает ситуацию с инфляцией очень сложной и практически неуправляемой. Что, в свою очередь, негативно сказывается на темпах роста всей экономики. «Инфляция свыше 10% не позволяет предприятиям планировать свое будущее далее, чем на полтора-два года. Выстраивать стратегию невозможно без понимания того, что будет с курсом рубля, с ценами, с процентными ставками, – говорит президент Центра развития Сергей Алексашенко. – Современная макроэкономическая доктрина считает, что нормальной инфляцией является рост цен на 2–4% в год. Все развитые страны уже опустились ниже 5%. Из развивающихся стран только в Венесуэле цены росли в прошлом году быстрее, чем в России, а инфляция выше 10% по итогам года была еще в Египте».