Ломакин-Румянцев видит хорошие перспективы у страхового рынка.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
– В январе прошлого года вступили в силу поправки в закон «Об организации страхового дела». В итоге часть компаний в 2004 году лишилась лицензий. А какова ситуация на сегодняшний день?
═
– Если говорить о нарушениях требований к минимальному размеру уставного капитала, то в связи с этими нарушениями отозвано немного лицензий – в этом списке 35 компаний, которые имели лицензии на обязательное медицинское страхование. По данным ФССН, у этих компаний не было надлежащего уставного капитала и не было договоров с фондами, по сути, в этом году они не занимались обязательным медицинским страхованием. В целом же – незначительное число. Большая часть этих неприятных обязанностей была выполнена в прошлом году. Тогда было отозвано примерно 250–300 лицензий. Что касается лицензирования, то до 2007 года универсальные страховые компании обязаны получить лицензию на перестрахование, если они, конечно, хотят заниматься этим видом страхования. До этого момента компании могут заниматься перестрахованием без лицензии, конечно, при условии, что у них есть лицензия на страхование. До 2007 года должны получить лицензию также страховые брокеры и общества взаимного страхования.
═
– Как вы полагаете, к 2007 году структура страхового рынка изменится?
═
– У нас сейчас 52 специализированные перестраховочные компании и еще очень много компаний занимается перестрахованием. Думаю, примерно такая же картина сохранится. Возможно, перестрахованием перестанут заниматься относительно маленькие компании, поскольку к перестраховщикам предъявляются более жесткие требования по уставному капиталу. Я уверен, что наверняка появятся общества взаимного страхования. Сегодня их меньше, чем пальцев на двух руках. К сожалению, пока у нас нет точной информации на этот счет, поскольку до сих пор этот вид страховой деятельности не лицензировался. Общества взаимного кредитования могут быть привлекательны, например для фермеров, для жителей сел, они хороши для одинаковых, однородных рисков. Что же касается страховых брокеров, думаю, их будет не меньше, чем сегодня. Сейчас их около 1300. Число брокеров, как и число других представителей так называемой страховой инфраструктуры будет расти. Инфраструктура будет развиваться, а число профессиональных участников рынка уменьшится.
═
– Можно ли сказать, что страховой рынок за прошедший год оздоровился, освободился от схем?
═
– Есть разные оценки, которые основаны на различных гипотезах о том, как устроены схемы. Все это экспертные оценки. Каждый эксперт сам отвечает за правильность оценки. Например, есть такая расхожая цифра, что 90% страхования жизни – это в действительности зарплатные схемы. Оставим это утверждение на совести экспертов. Отметим лишь то, что в 2004 году по сравнению с 2003-м объем страхования жизни сократился на 34%. В 2005 году эта тенденция продолжилась. В первом квартале этого года сокращение оказалось еще более впечатляющим – 54% (по сравнению с первым кварталом прошлого года). Некоторые эксперты говорят, что на этом основании можно сделать вывод о кратном сокращении схем. А кто-то считает, что часть этих схем перешла в другие виды страхования. В целом же можно сказать, что налицо существенное «оздоровление» рынка и пора схем проходит.
═
– Многие эксперты считают, что у страхования жизни в России большие перспективы. На чем основываются эти прогнозы?
═
– Прогнозы носят условный характер. При определенных условиях произойдет многократный рост классического страхования жизни. Например, эксперты Объединенной финансовой группы полагают, что за 15 лет рынок классического страхования жизни, который сегодня равен примерно 6 млрд. рублей (надо сказать, что он очень быстро растет – за прошлый год практически удвоился), может вырасти примерно до 600–700 млрд. рублей. То есть в сто с лишним раз!
═
– Какие условия должны быть выполнены, чтобы такой рост действительно произошел?
═
– Во-первых, страховщики должны доказать, что они являются надежными партнерами для населения. Слишком свежи еще в памяти проблемы, связанные с Госстрахом СССР в начале 90-х годов, с рядом компаний в середине 90-х. Страховщикам еще, конечно, предстоит завоевать доверие населения, а государству показать, что те ограничения, которые введены для страховщиков, те требования, которые к ним предъявляются со стороны государства, позволяют считать, что на рынке работают действительно надежные компании.
Во-вторых, на рынке должны появиться надежные долгосрочные финансовые инструменты. Можно собрать деньги с населения, но для того, чтобы быть честным по отношению к нему и гарантировать, что в течение многих лет эти средства сохранятся и даже преумножатся, для этого нужно иметь возможность вкладывать эти деньги в доходные бумаги, бумаги длинные, с большим сроком действия.
И, наконец, третье, быть может, самое важное – это рост доходов населения. Бессмысленно надеяться на страхование жизни, если доходы сохранятся на том уровне, на котором они находятся сейчас. Эксперты считают, что в перспективе доходы вырастут существенно.
═
– Если западные компании придут на этот рынок, что поможет нашим страховщикам быть конкурентоспособными?
═
– Западные компании уже пришли. Нашим страховщикам помогает то, что западные компании не очень хорошо знают, как работать на нашем рынке. Мы это знаем лучше. Знание местных условий – это серьезное конкурентное преимущество российских компаний. Впрочем, у западных компаний не менее серьезные преимущества – столетняя история, безупречная биография, хорошие технологии, квалифицированные сотрудники.
═
– Давно идут разговоры о введении налоговых льгот для населения, которое будет участвовать в страховании жизни, такие льготы действительно рассматриваются?
═
– Речь идет о введении льгот для населения, с тем чтобы побудить людей вынуть деньги из-под матраса и направить, по существу, на развитие российской экономики. Однако любые льготы могут всерьез обсуждаться, когда станет понятно, что они не будут распространяться на схемное страхование.
═
– Так что в ближайшее время каких-то налоговых льгот ожидать не стоит?
═
– В ближайшее время нет. А вот о среднесрочной перспективе говорить уже можно. Все будет зависеть от того, насколько рынок будет активно очищаться.
═
– Что, на ваш взгляд, может стать импульсом для развития страхового рынка?
═
– Экономический рост и рост благосостояния населения. Это основные импульсы. Вообще география страхования в России отслеживает динамику экономического роста и роста благосостояния населения. Посмотрите, где основные деньги страховщиков – Москва, ряд регионов Сибири и еще Самара, Санкт-Петербург... Там, где есть положительная экономическая динамика, – там и развивается страхование. В этом смысле страхование очень хороший индикатор экономического роста. Если страхование не развивается, это значит, что что-то в экономике не в порядке.