Цена на бензин продолжает расти: правительство пока ничего с этим поделать не может.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
Для защиты потребителей от резких колебаний цен на бензин Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предлагает использовать запасы Госкомрезерва. Об этом заявил заместитель руководителя службы Анатолий Голомолзин в минувшую пятницу. Кроме того, разрабатываются предложения по формированию биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами, Так ФАС отреагировала на чрезмерный рост цен на внутреннем нефтяном рынке России, что стало одним из основных факторов повышения инфляции в первые пять месяцев этого года.
Пока остается неясным, в каких объемах государство планирует осуществлять интервенции на топливном рынке, и какие последствия это можнет иметь в перспективе. Здесь надо помнить, что государственные запасы рано или поздно придется пополнять. Само собой разумеется, что крупные закупки нефти не пройдут для рынка бесследно. Они в большей или меньшей степени повлияют на цены. Так что по мнению экспертов, дело фактически может ограничиться лишь переменой мест слагаемых – переносом всплесков инфляции с квартала на квартал или на следующий год.
Стоит также помнить о недавнем опыте украинского правительства, которое в борьбе с высокими ценами на топливо чуть не спровоцировало его тотальный дефицит. Анатолий Голомолзин, отвечая на вопрос корр. «НГ», не наступим ли мы на украинские грабли в стремлении повлиять на ситуацию на внутреннем рынке нефти и нефтепродуктов, признал, что расчеты делаются не только на это. ФАС подготовила поправки к Кодексу об административных правонарушениях (КОАП), суть которых состоит в том, что размеры штрафных санкций за нарушение антимонопольного законодательства начнут привязываться к годовому обороту компаний, а не к МРОТу, как сейчас.
А еще правительство внесло в Госдуму проект закона «О защите конкуренции», который предусматривает вполне рыночные, по мнению чиновника, методы влияния на основных игроков рынка. В частности, законопроект вводит новое понятие «коллективного доминирования на олигопольных рынках», что позволит эффективно пресекать нарушения и злоупотребления. Также предусмотрена возможность выявления и устранения согласованных действий компаний, если таковые будут иметь место.
Нарушителей антимонопольного законодательства предлагается наказывать рублем. Причем не символически, как сейчас, когда максимальный размер штрафа составляет 5 тыс. МРОТ – 500 тыс. руб. Для нарушителей, имеющих миллиардные прибыли, констатировал Анатолий Голомолзин, такое наказание можно считать в большей степени символическим. Поэтому ФАС с прошлого года вынашивает идею привязать размеры штрафов к годовому обороту компаний. И тогда, убеждены чиновники, картина кардинально изменится. Например, до 4% будут взыскивать с компаний за согласованные действия на рынке нефти. «После принятия поправок можно будет говорить не о 100 млн. руб., а о 100 млн. долл. штрафов, что несомненно более эффективно», – подчеркнул Анатолий Голомолзин.
Однако в этой схеме есть существенный изъян. Прежде чем кого-либо наказывать рублем, надо доказать факт согласованных действий компаний, либо злоупотреблений, ставших возможными благодаря коллективному доминированию на олигопольных рынках. Пока ФАС, откровенно говоря, особо похвастаться нечем. В прошлом году, сказал Анатолий Голомолзин, было по признакам нарушения антимонопольного законодательства возбуждено всего 20 дел и лишь в десяти случаях они были доведены до логического завершения – до наложения штрафов.