Герману Грефу будет нелегко выполнить наказ президента.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Рост ВВП в России за первый квартал составил 5,3%. В то же время потребительские цены за этот период выросли на 6,5%. По оценке главы Минэкономразвития Германа Грефа, докладывавшего президенту ситуацию в отечественной экономике, это в 1,4 раза выше инфляции за аналогичный период минувшего года. Однако министр заверил Владимира Путина, что удержать инфляцию в пределах 10% в текущем году задача выполнимая. Между тем, по информации «НГ», правительство уже рассматривает в качестве ориентира прогноз по инфляции в 11,5%, что практически равно показателю предыдущего года (11,7%). Эксперты же вообще говорят о 15–16-процентном росте цен.
Однако, заметим, есть веские основания для пессимистических прогнозов. МВФ предрекает инфляцию в России на уровне 11–11,5% к концу 2005 года. Президент, обеспокоенный такими оценками, поставил перед Германом Грефом вопрос ребром: «Вы считаете, что в рамках 10% удержитесь?» Министр, хоть и обозвал пророчества западных экономистов негативными, но не был столь категоричным: «Скорее всего у нас есть шанс остаться в пределах 10%. Этот показатель мы закладываем в прогноз будущего года». Впрочем, тут же оговорился, что, возможно, инфляция будет немного выше 10%. По мнению Германа Грефа, задачу можно выполнить, скоординировав политику денежных властей.
Между тем российские эксперты ставят под сомнение способность правительства эффективно повлиять на ситуацию. Причем их оценки, хоть и не были упомянуты в беседе президента и министра, куда более негативны, чем оценки МВФ. В частности, как сообщило радио «Эхо Москвы», научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин считает, что инфляцию вряд ли удастся удержать в рамках 10%. По его мнению, по итогам года она составит около 15%. Депутат Госдумы Сергей Глазьев убежден, что «если правительство не примет очень жестких мер по пресечению злоупотреблений монопольным положением на рынке, инфляция будет едва ли меньше 15%, а по услугам ЖКХ она может оказаться и выше».
Примечательно, что в анализе первопричин сверхнормативного роста инфляции в этом году эксперты практически не расходятся с Германом Грефом. Объяснение высоких темпов инфляции тот видит в росте тарифов на услуги ЖКХ и цен на продовольственные товары. А Сергей Глазьев напоминает о прошлогоднем 30-процентном росте цен на оптовом рынке, который теперь «перекатывается на розничный рынок». Однако это явно не все. За кадром остаются десятки миллиардов рублей, вброшенных в первом квартале в экономику, дабы снять напряжение в обществе, вызванное не самым удачным началом социальной реформы. Всего же, по оценкам правительства, по итогам года на монетизацию и другие возросшие социальные выплаты будет потрачено около 400 млрд. руб.
Таким образом, шансов на то, что к концу года темпы высокой инфляции замедлятся, практически нет, поскольку социальные выплаты идут прямиком на потребительский рынок, который чутко реагирует на повышение спроса ростом цен. Единственный шанс уложиться в рамки поставленной президентом 10-процентной задачи – это «правильно» посчитать. Росстат способность к нужному счету неоднократно демонстрировал. Всем еще памятна история, когда в конце прошлого года у нас неожиданно ВВП резко подрос, хотя никаких предпосылок к этому не было. Так что статистика – великая сила в руках чиновника.