Юрий Лужков – второй и последний мэр столицы, которого выбирали сами москвичи.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Вчера поставлена жирная точка в едва разгоревшемся споре о том, имеют ли право москвичи выбирать мэра. Инициатива либеральных фракций столичного парламента, предложивших возродить институт прямых выборов московского градоначальника, в Мосгордуме была провалена. Пропрезидентские фракции не стали выступать против, а просто устранились от голосования – по примеру старших товарищей из Госдумы, когда обсуждался вопрос о доверии правительству. Таким образом, с того момента, когда истекут полномочия Юрия Лужкова, кандидатура мэра столицы будет подбираться в президентской администрации. Новый порядок формирования столичной власти имеет далеко идущие политические последствия.
Противостояние Москвы и Центра всегда являлось одним из ключевых аспектов российской внутренней политики. Было неотъемлемой частью общефедеральной системы сдержек и противовесов. До сих пор столица имела определенную автономию, могла отстаивать собственные экономические и политические интересы, зачастую вопреки генеральной линии Кремля (вспомним затяжные конфликты Лужкова и Ельцина, Лужкова и Чубайса, Лужкова и Богомолова). Очевидно: если мэр станет прямым подчиненным президента, такая вольница ликвидируется. Снимаются вопросы о национализации сверхдорогой московской недвижимости, о принадлежности памятников федерального и городского значения, о способах и технологиях влияния на просвещенный столичный электорат.
Вопрос о московском мэре – вопрос не столько о политическом, сколько о колоссальном экономическом влиянии. Москва уникальна тем, что человек, становящийся градоначальником, автоматически получает под свой контроль колоссальные финансовые потоки города, где сосредоточено 80% национального капитала. Естественно, претендентов на такое место долго искать и упрашивать не надо – что отличает Москву от Питера: президенту пришлось уговаривать Валентину Матвиенко вновь баллотироваться на пост губернатора. Впрочем, она боялась новой неудачи на выборах. Теперь же фактически прямое назначение мэра застраховывает избранника Кремля от риска.
Идея вернуть жителям Москвы и Санкт-Петербурга право выбирать себе градоначальника родилась на февральском федеральном совете партии «Яблоко». Чтобы претворить идею в жизнь, столичные депутаты-яблочники предложили коллегам внести соответствующий законопроект в Государственную Думу. Но надежды авторов инициативы на «политически независимое голосование», к которому призывал коллег депутат Евгений Бунимович, не оправдались. Против проголосовали два депутата, при десяти «за» и пяти воздержавшихся. Остальные 18 сенаторов, в основном члены фракции «Единая Россия», не голосовали.
Единороссы, как и ожидалось, первым делом сослались на высказывание мэра столицы Юрия Лужкова, который общался с журналистами, объезжая в минувшие выходные городские объекты. Его спросили, не стоит ли возродить прямые выборы мэра Москвы. Градоначальник ответил, что его позиция не изменилась и что он «поддерживает предложения президента по режиму выдвижения кандидатов на пост губернатора». В ответ депутат-яблочник Евгений Бунимович напомнил коллегам, «что исполнительная и законодательные ветви власти у нас пока разделены и не обязаны думать одинаково».
Высказываясь против законопроекта, столичные медведи делились с участниками заседания своими страхами. «Есть политические позиции, а есть реалии. Политические реалии таковы, что это никогда не пройдет, а нас могут превратить в муниципалитет», – заявил член фракции ЕР Олег Бочаров. Его соратник Игорь Антонов поспешил напомнить, что депутаты, которые по новому закону будут утверждать представленную президентом кандидатуру мэра, не лыком шиты, а «представляют волю народа». А если вернуть прямое голосование, то «может прийти такой человек, который заморозит Москву». Другой единоросс Александр Крутов предложил не голосовать за проект на основании того, что «в стране нет опыта федеративной жизни». «Проблема федерации – это проблема сильного права. Есть в России сильное право? Нет», – пояснил он.
Еще до начала заседания, отвечая на замечание корреспондента «НГ» о возможном блокировании законопроекта конформистской частью депутатского корпуса, член фракции «Партия жизни» Ирина Рукина сказала: «Во всяком случае, пошумим». На том и разошлись.