Президент РАН Юрий Осипов (слева) и министр образования и науки Андрей Фурсенко обсуждают проблему реформы.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
К 2008 году предполагается увеличить бюджетное финансирование академической науки без малого в два раза – с 56 млрд. руб. до 110 млрд. руб. В результате минимальная бюджетная обеспеченность научного работника вырастет до 700–750 тыс. руб. в год, средний уровень заработной платы ученого составит 30 тыс. руб., а молодого специалиста – 15–20 тыс. руб. Эти цифры фигурируют в проекте программы модернизации академической науки, подготовленном Российской академией наук (РАН) и Министерством образования и науки РФ. Сегодня документ рассмотрит расширенная коллегия РАН.
Основная цель преобразований – сохранение и развитие конкурентоспособной системы воспроизводства знаний как предпосылки ускоренного развития российской экономики. Сейчас ситуация кризисная. По данным Минобрнауки, по численности научных сотрудников Россия на 1-м месте в мире, а по конкурентоспособности – на 70-м. Директор департамента государственной научно-технической и инновационной политики Минобрнауки Дмитрий Ливанов подчеркивает: приведение организационно-правового статуса академического сектора науки в соответствие с осуществляемыми им функциями ориентировано на то, что организации, занимающиеся фундаментальными исследованиями, должны иметь организационно-правовую форму бюджетных учреждений или после внесения соответствующих изменений в закон автономных учреждений. Организации, которые ведут деятельность, связанную с инновационными разработками, преобразуются в АО.
Предлагается сократить общее количество институтов, входящих в систему РАН. Кроме того, научные учреждения планируется разделить на несколько групп. К первой отнесут институты, осуществляющие фундаментальные научные разработки. Финансировать их будут из госбюджета. НИИ же, специализирующиеся на прикладных исследованиях, станут акционерными обществами или автономными некоммерческими организациями. Ну а за РАН закрепят роль экспертной и координирующей организации, объединяющей научные учреждения, ведущие исследования мирового уровня.
Серьезным изменениям подвергнется система управления активами научных организаций. Сейчас «академическое» имущество (главным образом недвижимость) закреплено за учреждениями. Соответственно и бюджетные средства идут по нескольким каналам, что создает почву для различных злоупотреблений. Реформа должна положить конец подобному иждивенчеству. Имущественный комплекс должен сохраниться в составе академического сектора науки и использоваться для развития именно этого сектора.
Далеко не все академики согласны с такой постановкой вопроса. Реформа грозит сломать сложившуюся систему. Официально в 2004 году РАН получила за счет сдачи в аренду принадлежащих ее учреждениям объектов недвижимости около 800 млн. руб., тогда как по экспертным оценкам потенциал имущественного комплекса в несколько раз выше.
Также преобразования затронут государственные научные центры. Сегодня статус ГНЦ имеют 58 организаций, но многие так и не вписались в отраслевую систему экономики. Например, потенциал 4 металлургических ГНЦ совершенно не востребован отраслью (на 95% приватизированной), поскольку крупнейшие компании обзавелись собственными научными подразделениями. Содержать ГНЦ государству бессмысленно, поэтому в перспективе планируется сохранить лишь самые жизнеспособные. Остальные ждет акционирование. Впрочем, по действующему законодательству на 5 лет эти учреждения не изменят своего научного профиля.
Одновременно с совершенствованием системы ГНЦ считается целесообразным сформировать центры прикладной науки («национальные лаборатории»), ориентированные на динамичное продвижение по отдельным направлениям технологического развития. К 2008 году планируется создать минимум 5–7 «национальных лабораторий».