Чиновники и политики почти в восторженных тонах комментировали Послание президента. «Послан важный импульс бизнесу, что должно сказаться и на инвестиционном климате в России в целом», «озвучена позиция, которая очень важна и для российского бизнеса, и для иностранных предпринимателей», «Путин блестяще затронул этот сюжет», «оно близко мне по духу»... Между тем в Послании все не так однозначно. Президент сначала говорил о либерализации, а затем добавлял многозначительное правоохранительное «но».
Главной сенсацией стало предложение о легализации капитала. «Необходимо простимулировать приход капиталов, накопленных гражданами, в нашу национальную экономику», – сказал Путин. По его мнению, это можно сделать, разрешив гражданам задекларировать в упрощенном порядке капиталы, накопленные в предыдущие годы. «Такой порядок должен сопровождаться двумя условиями – уплатой 13%-ного налога и внесением соответствующих сумм на счета в российских банках», – пояснил президент.
Однако затем Владимир Путин жестко сказал, что «эти деньги должны работать на нашу экономику, в нашей стране, а не болтаться в офшорных зонах». Говоря об отмене налога на наследование имущества, Путин еще раз пнул олигархов: «Миллиардные состояния все равно где-то запрятаны в офшорах, они не передаются, во всяком случае, по наследству, а какой-нибудь садовый домик – за него нужно заплатить такие деньги, которые часто человеку не по карману».
При этом глава Минфина Алексей Кудрин уже назвал это «финансовой амнистией». То есть бизнесменов заочно признали виновными, и те, кто будет легализовывать свой капитал, автоматически попадают на карандаш к правоохранительным органам. Но, как справедливо заметил научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин, «амнистией капитала это назвать нельзя. Амнистия – это когда предъявлено обвинение, человек осужден и затем получает прощение. А в данном случае обвинения нет».
Источник «НГ» в правительстве позитивно оценил предложение о легализации капитала и напомнил, что эта идея обсуждалась много лет назад. Легализация денег должна послужить сигналом для иностранных инвесторов, что пора вкладывать средства в Россию. При этом источник отметил, что полноводность финансовых потоков из-за границы будет определяться в том числе и наличием достаточного числа привлекательных инвестиционных проектов. Другое дело – нравственная сторона вопроса. «Проблема в том, что в итоге будет допущена элементарная несправедливость по отношению к тем, кто все эти годы добросовестно работал, честно платил налоги, вкладывал деньги в экономику. Они явно останутся в проигрыше», – заявил наш собеседник. При этом он затруднился ответить на вопрос, сколько реально денег могло бы вернуться, если идеи президента все-таки будут реализованы.
В Послании президент также призвал налоговиков не терроризировать бизнес и одновременно заявил, что «фискальные органы не должны проходить мимо правонарушений». Как из этого выбираться, непонятно: «...должны быть найдены такие формы погашения налоговой задолженности прошлых лет, которые бы обеспечивали интересы государства, но не разрушали бы экономику и не загоняли бы бизнес в тупик». Пока таких форм не найдено, и, как показывает практика, все спорные вопросы трактуются не в пользу бизнеса.
Президент подстегнул правительство, чтобы оно быстрее согласовало законопроект о снижении срока исковой давности по приватизационным сделкам с трех до десяти лет. «Соответствующее предложение уже внесено нами в правительство. К сожалению, ни ответа ни привета, а поправить-то надо всего одно слово в одной статье», – покритиковал президент кабинет министров. Однако затем вновь оговорился: «нельзя безразлично относиться к тем, кто, совершая сделки, нарушал закон».
Иностранным инвесторам был дан также весьма неоднозначный сигнал. Россия, по словам Путина, заинтересована в масштабном притоке иностранных инвестиций. «Однако на практике возникают препятствия, которые объясняют соображениями национальной безопасности», – отметил он. «Нам пора четко определить те сферы экономики, где интересы независимости и безопасности России диктуют необходимость преимущественного контроля со стороны национального, в том числе и государственного капитала», – сказал Путин и пояснил, что речь идет о «некоторых объектах инфраструктуры, предприятиях, выполняющих оборонный заказ, месторождениях полезных ископаемых, имеющих стратегическое значение для будущего страны и поколений». При этом президент признал, что это еще юридически никак не оформлено. Значит, предстоит большая борьба лоббистских группировок за включение или исключение из списка «неприкасаемых». Иностранцы и без того сильно озабочены этими планами, и вряд ли заявление главы государства их успокоит.
Путин, конечно, заявил о незыблемости прав частной собственности и «стабильности установленных государством в этой сфере правил основой основ» оптимального развития экономики в России. Еще одной «главной задачей является активизация политики либерализации предпринимательства». Безусловно, почти все, что сказал президент, – правильные вещи. И либерализация нужна, и закон соблюдать надо. Проблема в том, что в последние годы предпочтение всегда отдавалось не закону, а некой правоохранительной целесообразности, которая действовала вопреки тому же закону, здравому смыслу и словам президента. А уж возможностей для трактования своих слов Владимир Путин оставил предостаточно. Примером может служить вчерашнее решение арбитражного суда Московского округа, который отказал ЮКОСу в жалобе и подтвердил решение суда о законности постановления судебного пристава о продаже «Юганскнефтегаза» на аукционе.
О легализации капитала
«Необходимо простимулировать приход капиталов, накопленных гражданами, в нашу национальную экономику». «Такой порядок должен сопровождаться двумя условиями – уплатой 13-процентного подоходного налога и внесением соответствующих сумм на счета в российских банках».
О снижении давления фискальных органов на бизнес
«Налоговые органы не должны терроризировать бизнес». «Фискальные органы не должны проходить мимо правонарушений ни в коем случае». «Должны быть найдены такие формы погашения налоговой задолженности прошлых лет, которые бы обеспечивали интересы государства, но не разрушали бы экономику и не загоняли бы бизнес в тупик».
Об юридическом оформлении ограничений участия иностранного капитала в некоторых отраслях экономики
«Нам пора четко определить те сферы экономики, где интересы независимости и безопасности России диктуют необходимость преимущественного контроля со стороны национального, в том числе и государственного капитала». Это касается «некоторых объектов инфраструктуры, предприятий, выполняющих оборонный заказ, месторождений полезных ископаемых, имеющих стратегическое значение для будущего страны и поколений».
═
Из Послания президента РФ Федеральному собранию