Сегодня в Токио состоится заседание российско-японской межправительственной комиссии. Российскую сторону будет представлять глава Минпром-энерго Виктор Христенко, который находится в Японии с четверга. Основные темы его переговоров с деловыми и правительственными кругами Токио – это строительство нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан, создание на территории России производств японских автомобилей, вступление России в ВТО и подготовка визита Владимира Путина.
Особое внимание привлекает, конечно, нефтепровод – по предварительным оценкам его стоимость составляет около 12 млрд. долл., и Москва очень рассчитывает получить японские инвестиции в этот проект. Пока же объем средств, вложенных бизнесменами Страны восходящего солнца в российскую экономику просто мизерный – 727,1 млн. долл. на конец декабря 2004 года (в том числе прямых – 139,8 млн. долл.). Это всего около 1% от общего объема аккумулированного иностранного капитала в экономике нашей страны.
Сам Виктор Христенко, однако, не хочет выделять исключительно тему нефтепровода. «Я не стал бы сводить эту поездку или заседание межправительственной комиссии к обсуждению возможного участия или неучастия в проекте Восточная Сибирь – Тихий океан. Безусловно, это важнейший инфраструктурный проект для огромного региона России, но не исключительный», – сказал он. Министр отметил важность встреч с руководством «Тойоты» и «Нисана». Возможно, именно после общения с представителем российского правительства эти автомобильные гиганты наконец последуют примеру своих европейских, американских и корейских коллег и построят в нашей стране автозаводы.
Переговоры с автокомпаниями весьма актуальны. Российское правительство буквально накануне поездки Христенко в Японию приняло ряд документов, которые регламентируют работу сборочных производств. В частности, предусматривается необходимость производства части автокомпонентов внутри страны. «В срок не позднее чем через 2 года после пуска окраски, сварки и сборки, к этому объему работ должна добавиться локализация автокомпонентов на 10%, через полтора года – еще на 10%, а через год – еще на 10%, – поясняет Виктор Христенко. – Ставки пошлин на ввоз автокомпонентов для промышленной сборки по большинству позиций нулевые. За исключением тех деталей, производство которых налажено в России». Понравится ли такой подход японцам, известным своим щепетильным отношением к вопросам качества, сказать сложно.
С нефтепроводом ситуация еще более сложная. Пока нет ясности ни с инвесторами, ни с наполнением трубы, ни с маршрутом трассы. Президент «Транснефти» Семен Вайншток сообщал ранее, что правительство поручило компании до 1 мая этого года разработать и внести предложения по реализации поэтапного строительства этого нефтепровода. Между тем, согласно заявлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), «Транснефть» должна обосновать выбор бухты Перевозной в качестве площадки для строительства нефтетерминала. «Мы разделяем обеспокоенность общественных и экологических организаций по проекту строительства трубопровода Восточная Сибирь – Тихий океан и считаем, что на последующих этапах проектирования «Транснефть» должна будет обосновать выбор строительства порта в бухте Перевозная», – сказал и.о. руководителя службы Андрей Малышев. Впрочем, если Виктор Христенко найдет в Японии инвесторов, то скорее всего все эти сложности будут решены очень быстро.