Алексей Кудрин к борьбе с инфляцией готов!
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)
Вчера глава Минфина Алексей Кудрин однозначно заявил, что готов и дальше укреплять рубль. Правительство ставит перед собой целью снижение инфляции за три года до 4–5,5%. Но возможности для маневра крайне ограниченны. «Считаю, что те цели, которые указаны в сценарных условиях, при прогнозируемых ценах на нефть достижимы. Но не исключено, что потребуется весь инструментарий для удержания инфляции, включая дополнительное укрепление рубля», – сказал министр, выступая на заседании правительства, рассматривавшего финплан на 2006–2008 годы и долговую политику. Эксперты отмечают, что в этом случае курс доллара может упасть к концу года до 26 руб. Что будет с экономическим ростом на фоне такого укрепления национальной валюты, глава Минфина скромно умолчал. Между тем, по различным оценкам, цена укрепления может составить около 1% ВВП.
При этом Алексей Кудрин выразил уверенность в возможности одновременно решить социальные проблемы и создать низкоинфляционную экономику. Министр также обещает сохранить сбалансированный бюджет, не прибегая при этом к внешним заимствованиям. Вполне оптимистичный прогноз прозвучал и относительно способности правительства сдержать инфляцию.
Штатным критиком кабинета министров выступил экономический советник президента Андрей Илларионов, поставивший под сомнение точность расчетов Минфина. Непроцентные расходы федерального бюджета в последние годы растут со значительным опережением роста ВВП, что говорит не просто об ослаблении бюджетной политики, а об ухудшении финансовой ситуации в стране и разрушении экономической стабильности, которая создавалась в предшествующие годы, жарко убеждал он участников заседания.
Нелицеприятный для Алексея Кудрина вывод основан на представленных министерством данных о соотношении роста ВВП и непроцентных расходов госбюджета. В 2004 году это отношение составляло 135%, в 2005 году – 177%. Получается, что прирост непроцентных расходов в этом году составит 31%, в то время как рост ВВП в этом году в реальном выражении немногим более 4%. «Это показывает, насколько несопоставим прирост реальной экономики с приростом непроцентных расходов в реальном измерении», – резюмировал Андрей Илларионов. По его мнению, неблагоприятная тенденция сохранится: непроцентные расходы бюджета будут расти быстрее доходов. Это означает, что к 2008 году неизбежен дефицит бюджета.
Михаил Фрадков не разделил пессимизма главного кремлевского экономиста. «Андрей Николаевич несколько свободно обращается с цифрами», – бросил реплику он, отметив при этом, что не совсем корректно сравнивать расходы с предыдущими годами. Правильно это делать, сопоставляя их с показателями роста ВВП. В этом случае тенденции роста непроцентных расходов к ВВП не наблюдается. Вице-премьер Александр Жуков тоже ничего угрожающего в росте непроцентных расходов не усматривает. Глава МЭРТа Герман Греф, в свою очередь, предположил, что столь существенная разница в изменении непроцентных расходов объясняется скорее всего технической ошибкой.
Вслед за проектировками финансового плана кабинет министров погрузился в концепцию долговой политики на среднесрочную перспективу. Предложения Минфина на этот счет особого секрета не составляли. «В 2006–2008 годах мы продолжим ту политику, которую осуществляли в предыдущие годы», – сказал Алексей Кудрин. Под этим подразумевается курс на снижение государственного долга, консервативная политика по использованию Стабилизационного фонда для досрочного погашения внешних задолженностей, замещение внешнего долга внутренним, а также урегулирование внешнего долга по широкому кругу кредиторов.
Для сбалансированности источников бюджета в 2006 году из Стабилизационного фонда будет направлено 57 млрд. руб., в 2007 году – 100 млрд. руб., в 2008 году – 37 млрд. руб. По словам Алексея Кудрина, что касается внутренних источников, то привлекаться средств будет больше, чем погашаться (на 171 млрд. руб. – в 2006 году, на 200 млрд. руб. – в 2007 году и на 231 млрд. – в 2008 году). По внешним источникам – диаметрально иная ситуация, и будет складываться отрицательное сальдо, «причем существенное».
В этой связи Михаил Фрадков поинтересовался у министра, актуален ли вопрос о создании в России единой системы управления госдолгом, на что глава Минфина ответил, что создание той системы продолжается шаг за шагом. В рамках этой работы определенные операции предстоит выполнять казначейству, а также в качестве агентства государства – Внешэкономбанку.
Объясняя причину замещения внешнего долга внутренним, Алексей Кудрин подчеркнул, что основное преимущество заключается в курсовых рисках. Он напомнил, что в 1998 году после дефолта из-за изменения курса госдолг за несколько дней вырос до 180% ВВП. Надо признать, что далеко не все солидарны с главой Минфина в этом вопросе. Высокопоставленный чиновник Белого дома в беседе с корреспондентом «НГ» отметил, что основной довод Алексея Кудрина, что, досрочно погашая долг, мы экономим до 2,5 млрд. долл. в год на его обслуживании, верен лишь отчасти. Внешние долги, как бы они ни были дороги, все-таки дешевле внутренних заимствований. И эта разница в конечном итоге съест экономию. Впрочем, признал наш собеседник, вопрос о досрочном погашении долга считается практически уже решенным, что связано с большой политикой. В будущем году наша очередь председательствовать в «большой восьмерке», и Москва считает для себя обязательным непременно разобраться с долгами Парижскому клубу.