Игорь Левитин готов разбираться с неправильными регионами.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)
Субъекты Федерации не использовали в первом квартале 40% средств, выделенных из федерального бюджета на покрытие убытков транспортных предприятий, перевозящих льготников. Об этом вчера на селекторном совещании с регионами сообщил министр транспорта РФ Игорь Левитин. Он не исключил, что с 2006 года, возможно, будут отменены дотации регионам, которые оказались не в состоянии в полной мере освоить эти деньги. «Сегодняшний уровень использования средств при наличии убытков просто недопустим, – считает министр. – Если бы эти средства были своевременно доведены, ситуация в экономике транспортных организаций была бы другой». Основной причиной сложившегося положения, по его мнению, является отсутствие порядка в распределении средств.
Вице-премьер Александр Жуков даже не пытался щадить самолюбие представителей территорий. Особенно досталось тем из них, кто не обеспечил равнодоступности приобретения единых социальных проездных билетов для федеральных и региональных льготников. Эти проездные формально введены в 65 субъектах Федерации. Они, считает Александр Жуков, должны продаваться по единой стоимости, но в 11 регионах этот принцип нарушается. Где-то федеральные льготники платят, а региональным билеты достаются бесплатно, где-то установлена разная цена. Причем опять-таки проездные для федеральных льготников дороже, чем для региональных.
«Такой подход, – отметил Игорь Левитин, – существенно ущемляет возможности граждан, отнесенных к федеральному списку, что нарушает достигнутые соглашения. Это может явиться сигналом к необходимости сокращения федеральной поддержки с 2006 года». Реальность такого шага подтвердил Александр Жуков. Он напомнил, что территориям выделяются средства (2,1 млрд. руб. в квартал) при условии обеспечения равнодоступности услуг общественного транспорта для всех категорий льготников.
Не менее острая критика прозвучала в адрес субъектов Федерации, которые сохранили в неизменном виде прежнюю систему натуральных льгот. Среди тех, кто устроил «праздник непослушания», были названы Дагестан, Хабаровский край, Воронежская область, Москва – всего 20 регионов. В том, что всеобщая монетизация льгот на общественном транспорте в России неизбежно наступит в 2006 году, у Игоря Левитина, похоже, сомнений нет.
Кроме того, он констатировал как свершившийся факт значительное снижение спроса льготников на пассажирские перевозки. И предстоящий дачный сезон картины не изменит. «Даже с учетом сезонного фактора вряд ли можно ожидать, что едиными социальными проездными билетами будут пользоваться более трети льготников. В связи с этим, считает министр, надо произвести финансовую и организационную «подстройку системы пассажирского транспорта». Это значит, что в будущем году объемы дотаций регионам из федерального бюджета на нужды транспорта будут существенно урезаны либо вообще отменены, если местная власть не внемлет директивам Москвы.