У Виктора Христенко портфель ответов заполнен до отказа.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Вчера в Софии подписан меморандум о сотрудничестве между правительствами России, Болгарии и Греции при реализации проекта строительства нефтепровода Бургас–Александруполис. Этот проект предусматривает создание совершенно нового маршрута транспортировки российской нефти из наших черноморских портов на рынки Европы, США и Азиатско-Тихоокеанского региона.
С российской стороны в группу компаний-инициаторов вошли «ЛУКОЙЛ», ТНК-ВР, «Транснефть», Стройтрансгаз, Совкомфлот, ТИСЭ. Как ожидается, экономический эффект за счет разницы стоимости транспортировки нефти по новому трубопроводу протяженностью 280 километров по сравнению с транспортировкой ее через проливы составит порядка 1 млрд. долл. в год. Цена проекта – около 783 млн. евро.
Глава Минпромэнерго Виктор Христенко, подписавший меморандум со стороны России, в эксклюзивном интервью «НГ» подчеркнул, что достигнутые договоренности означают признание правительствами всех трех стран общей заинтересованности в этом проекте. В то же время подписание меморандума дает возможность компаниям-инвесторам обсуждать и договариваться по конкретным деталям сотрудничества в будущем строительстве. Условий, по которым инвесторам предстоит договориться, достаточно много, признает министр. «Как любой другой подобный проект, нефтепровод Бургас–Александруполис должен быть эффективным, – подчеркнул Виктор Христенко. – Чтобы нефтепровод в обход Босфора был эффективным, его стоимость должна быть сопоставима с затратами транспортировки нефти через проливы».
Самостоятельно выйти на такую экономику проекта за счет применения технологических и инвестиционных схем частные компании вряд ли сумеют. Глава Минпромэнерго считает, что необходимо обеспечить поддержку на государственном уровне. Правительства стран, по территории которых пройдет нефтепровод, должны позаботиться о создании долгосрочных и понятных условий, в частности по рентным платежам, предоставлению земельных участков, налоговым преференциям и т.д. Вся эта работа еще впереди.
В Софии, заявил Виктор Христенко, дан старт проектным работам, но это еще не означает автоматического перехода проекта в инвестиционную фазу. Очевидно министру и другое – подобный проект не может реализовываться исключительно финансовыми инвесторами без участия нефтяных компаний. «Кто-то должен гарантировать загрузку нового трубопровода. Инвестировать в строительство нефтепровода в ожидании прихода нефти экономически нецелесообразно», – сказал министр.
Вместе с тем он не отрицает, что параллельно могут реализовываться другие проекты транспортировки нефти в этом регионе. «Надо предпринимать усилия, чтобы сделать эффективным проход наших судов через Босфор, – говорит министр. – Я думаю, что нашему Минтрансу именно решением этой проблемы и надо заняться в первую очередь». Что ж, предлагаемый подход более чем прагматичный. Однако именно строительство нового нефтепровода, выводящего российскую нефть в Европу в обход Босфора, наверняка вынудит Анкару пойти на определенные уступки. И не только Анкару. Нефтепровод Бургас–Александруполис даст дополнительные козыри российскому правительству в достаточно трудном диалоге с Киевом. Не случайно подписание меморандума было несколько ускорено в связи с предстоящим на этой неделе первым визитом в Москву украинского премьера Юлии Тимошенко.