«Сименс» для нас давний и проверенный партнер, – подчеркнул находящийся в Ганновере Виктор Христенко. – Работая с ним, мы видим не только идеи, но и реализованные проекты». Неудача с покупкой «Силовых машин», считает министр, не поколебала устоев сотрудничества. В рамках Ганноверской ярмарки подписан очередной крупный контракт между немецким концерном и ОАО «Российские железные дороги», связанный с организацией производства в нашей стране скоростных поездов.
Всего же в Ганновере предполагается заключение примерно полутора десятков крупных контрактов между российскими и зарубежными компаниями. Один из самых амбициозных подписан в первый день – это подписанный в присутствии Путина и Шрёдера меморандум между «Газпромом» и немецким BASF, дающий старт строительству Северо-Европейского газопровода. Соглашение предусматривает обмен активами – немцы получат доступ к российским месторождениям, а «Газпром» к газотранспортной системе Германии.
Виктор Христенко не скрывает сверхзадачи, стоящей перед нашей делегацией, – показать миру товар лицом, чтобы на Западе не осталось ошибочного представления, что Россия – исключительно нефть и газ. На самой авторитетной в мире промышленной ярмарке нашу страну представляют ведущие НИИ, РАО «ЕЭС», НПО «Сатурн», компания «Сухой», «КамАЗ» и другие компании – всего их 154. По числу участников мы уступаем, пожалуй, только хозяевам.
Свои аппетиты на иностранные инвестиции не скрывают и представители бизнеса, и федеральные министры. В эти дни в Ганновере находятся кроме Виктора Христенко глава Минтранса Игорь Левитин, глава Минобрнауки Андрей Фурсенко, глава Минсвязи Леонид Рейман. «Мы хотим показать инвесторам, что в России тоже планируются инвестиции в автомобильные дороги, чего никогда прежде не было, – заявил «НГ» Игорь Левитин. – Мы понимаем, насколько это важно, и берем на себя обязанность защитить интересы инвесторов, предлагая им сегодня посмотреть, как развиваются наши автомобильные и железные дороги, порты. Сейчас ведем переговоры по конкретным инвестпроектам с целым рядом зарубежных партнеров».
Леонид Гозман, представляющий в Ганновере РАО «ЕЭС», оценил перспективы сотрудничества с зарубежными партнерами через призму реформы электроэнергетики. Начатые несколько лет назад преобразования в течение 2006 года должны быть завершены. «Это будет очень большое достижение, – подчеркнул Леонид Гозман, – которое меняет представление о нашей компании. Мы становимся инвестиционно привлекательными. Рассчитываем, что презентация на ярмарке, как и другие действия руководства энергохолдинга за рубежом, приведут к притоку инвестиций в электроэнергетику».
Ну а президент РСПП Аркадий Вольский куда более значимым для экономики и притока инвестиций посчитал состоявшиеся в Ганновере прямые двусторонние переговоры президента России Владимира Путина и канцлера Германии Герхарда Шрёдера. Впрочем, и самой ярмарке, нынешним масштабам участия в ней России в качестве официальной страны – партнера Германии он отдал должное.
Ганновер
«Кадыров – не луч света»
Включение в состав лиц, сопровождающих президента Владимира Путина в Германии, главы Чеченской Республики Алу Алханова и вице-премьера Рамзана Кадырова вызвало недоумение у официальных лиц ФРГ. Как известно, в свое время канцлер Герхард Шрёдер выслушал немало упреков со стороны СМИ и оппозиционных политиков за то, что не подверг осуждению президентские выборы в Чечне. А Рамзана Кадырова многие немецкие наблюдатели считают причастным к нарушениям в республике прав человека.
Наибольшую публичность в этой связи получили вчера заявления Гернота Эрлера, являющегося заместителем лидера Социал-демократической фракции бундестага, а также координатором федерального правительства по вопросам российско-германских отношений, касающихся сфер гражданского общества. Эрлер находит «протокольно проблематичным» присутствие в Ганновере Кадырова. Последний «не является лучом света в российской чеченской политике», а «верный Путину» президент Чечни Алу Алханов «не мо- жет существовать без Кадырова и его вооруженных отрядов».
Как пишет «Нойес Дойчланд», чеченские представители «хотят инициировать в Ганновере проекты помощи их разрушенной войной родине». Поскольку это является одной из тем, обсуждаемых Москвой и Берлином, то не исключено, что появление официальных чеченских лидеров в Германии вскоре после ликвидации Масхадова задумано обеими сторонами как пробный шар. Едва ли Алханов и Кадыров могли быть включены в российскую делегацию в случае берлинских возражений. Так что высказывания Эрлера могут быть своего рода громоотводом критики от Шрёдера.
При всем том Берлин ожидает от саммита в Ганновере новых импульсов для стабилизации на Северном Кавказе. По словам Эрлера, Путин, годами отклонявший любое иностранное вмешательство, согласился с соответствующей немецкой инициативой. Пока речь идет только о гуманитарной и технологической помощи. Однако, подчеркнул Гернот Эрлер, «в российской позиции наблюдаются подвижки, и это влияет на немецкую политику».
Евгений Григорьев