«Газпром» и англо-голландский концерн Royal Dutch/Shell практически достигли договоренностей по обмену активами. Об этом «НГ» сообщил источник в российской монополии. Напомним, что в конце прошлой недели эта информация опровергалась представителями Shell. Пресс-секретарь российского представительства Shell Максим Шуб заявил, в частности, что переговоры продолжаются и договоренностей нет.
Однако, как пояснил «НГ» источник в «Газпроме», переговоры близки к завершению, а представители Shell просто не хотят торопить события. «Переговоры между Royal Dutch/Shell и «Газпромом» по обмену активами находятся на очень «продвинутой» стадии. Заявления Shell связаны не с тем, что есть какие-то противоречия, а с тем, что пока нет подписанных договоров. Кроме того, у них есть дополнительный интерес в проекте по участию в разработке Штокмановского месторождения, но это немного другая тема», – отметил источник.
«Газпром» и Shell начали переговоры об обмене активов еще в прошлом году. Российская монополия стремится получить долю в проекте «Сахалин-2», а Shell долю в проектах по добыче газа на новых месторождениях с целью пополнить запасы углеводородов. Пока обсуждается вариант с обменом 50% участия в проекте освоения Заполярного месторождения, на 20–22% в Sakhalin Energy (оператор проекта «Сахалин-2», 55% в котором принадлежит Shell, 25% – Mitsui, 20% – Mitsubishi).
О том, насколько выгодна «Газпрому» подобная сделка, аналитики единого мнения не имеют. Однако стоит отметить, что доля в «Сахалине-2» обеспечивает российскому газовому монополисту доступ на рынок газа стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Как рассказал «НГ» глава московского отдела информации Sakhalin Energy Иван Черняховский, «Сахалин-2» победил в конкурсе на поставку в Корею. Кроме того, на сегодняшний день компания уже достигла договоренностей о поставках 3,4 млн. тонн в год четырем японским компаниям (Tokio Gas, Tokio Electric, Toho Gas и Kyushu Electric) на протяжении более чем 20-летнего периода, а также в конце прошлого года был также подписан контракт на поставку СПГ на западное побережье Северной Америки на терминал в Мексику.
Что касается Штокмановского месторождения, то это действительно отдельная история. «Газпром» планирует на базе этого месторождения создать производство СПГ и продавать его на рынке Северной Америки. В этой связи интерес Shell вполне понятен. Но пока партнер, с которым «Газпром» будет реализовывать этот проект, еще не определен. Не случайно в тот же день (7 апреля), когда председатель правления российской компании Алексей Миллер встречался с главным исполнительным директором Royal Dutch/Shell Иеруном Ван дер Виром, состоялась встреча Миллера с президентом норвежской «Статойл АСА» Хелге Лундом.
Речь шла о разработке Штокмановского газоконденсатного месторождения, строительстве завода по сжижению газа и поставках СПГ на американский рынок. «У наших компаний много общего», – отметили главы компаний. «В частности, в наших общих интересах – сделать российский и норвежский газ конкурентоспособным на рынке США», – сказал Алексей Миллер. А его норвежский коллега признал, что вокруг месторождения создана здоровая конкурентная обстановка. По сообщению российской компании, «до конца апреля «Статойл» представит «Газпрому» окончательный доклад по результатам совместных исследований и проект рамочного соглашения по дальнейшей работе над Штокмановским проектом», а следующая встреча запланирована на май. Так что у Shell еще есть время.