0
693
Газета Экономика Интернет-версия

07.04.2005 00:00:00

Сильный рубль, слабая экономика

Жак Сапир

Об авторе: Жак Сапир - директор по исследованиям, профессор Центра изучения российского, советского и постсоветского общества при Школе высших исследований социальных наук, Париж.

Тэги: рубль, курс, налоги, инвестиции


Французскому экономисту современная ситуация в России не может не напоминать то, что происходило во Франции в середине 1980-х гг. Тогда так называемая политика сильного франка спровоцировала серьезное усугубление экономического кризиса и резкий рост безработицы: за три года число безработных подскочило с 1,7 млн. до 2,2 млн. человек.

Если причины укрепления национальной валюты в наших двух государствах различны, результаты, увы, сопоставимы. Завышенный курс рубля по отношению к доллару затормозил рост российской экономики, вызвал удорожание стоимости производства в России, сделав его менее выгодным по сравнению с поставками импортной продукции. Создавшаяся ситуация отпугивает инвесторов как российских, так и зарубежных. Ведь при принятии решения об инвестировании решающую роль играет вопрос выгодности вложения. Для предпринимателя даже важнее перспектива хорошей выручки, чем то, насколько хорошо в государстве соблюдаются законы. А при сохраняющейся тенденции к завышению реальной стоимости рубля шансы заработать в России тают с каждым днем. Эта тенденция ослабляет желание заниматься производством, поощряя коммерческую и спекулятивную деятельность.

Российское правительство, очевидно, в курсе низкой инвестиционной активности. Желание премьер-министра Михаила Фрадкова снизить НДС – реакция логичная. Однако это недальновидная политика. Конечно, при меньших налогах прибыль предпринимателя за вычетом налогов возрастет. Но это произойдет в ущерб доходам государства, которое само должно инвестировать – прежде всего в сектор общественных услуг и основные инфраструктуры. Если бы доходы предпринимателей были более высокими, не было бы и необходимости снижать сейчас налоги. Однако для этого нужно, чтобы рубль был более слабым. Тут возникает проблема обменного курса.

Рост курса рубля спровоцировали механизмы, отличные от тех, что вызвали драматичный рост франка. Проблема России в том, что в страну поступают огромные суммы в иностранной валюте – долларах и евро – в счет оплаты экспортируемого ею сырья. Это, в свою очередь, вызывает рост предложения валют и повышение спроса на рубль. Рынок реагирует на это логично, и рубль регулярно укрепляется. Но почему же следует считать, что наплыв валют представляет проблему? В конце концов он означает, что в страну взамен товаров, то есть труда рабочих, которые их произвели, поступают деньги. Это должно было бы быть не проблемой, а, напротив, удачей для страны. Наплыв валют является в России проблемой только потому, что фиксация обменного курса предоставлена чисто рыночному механизму.

Проблема, таким образом, кроется не в самом наплыве иностранных валют в страну: позволять рыночному механизму определять обменный курс разумно только тогда, когда страна экспортирует товары, произведенные ее предприятиями. Увеличение экспорта, таким образом, означает, что производительность в этом государстве превышает соответствующий показатель у его конкурентов. Рост обменного курса позволяет избежать того, чтобы это превосходство трансформировалось в ренту, и одновременно предоставляет наиболее активным производителям лучшую покупательную способность по сравнению с другими странами.

Но в случае России все далеко не так: рост экспортных доходов ведет исключительно к росту ренты за сырье, и высокий обменный курс не то что не вознаграждает, но наказывает промышленного производителя.

Впрочем, ничто не обязывает сырьевые богатства России становиться ее проклятием. Можно было бы представить, что доходы от сырьевого экспорта превращаются не в рубли на «рынке», но в курс, фиксируемый непосредственно Центробанком. Валютный рынок продолжал бы существовать за счет всех остальных операций, будь то торговых (за исключением сырьевых) или туристических. А российский гражданин, у которого нет нефтяной скважины на огороде, смог бы тогда свободно покупать и продавать валюты. Он больше не сталкивался бы с обесцениванием собственных сбережений по мере падения доллара по отношению к рублю. А как производитель он перестал бы конкурировать с непредвиденным эффектом механизма ренты и конкурировал бы только с более эффективными производителями.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2093
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1347
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1003
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1314

Другие новости