Александр Жуков недоволен положением федеральных льготников.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Вчера правительство точно задалось целью установить рекорд скорости проведения своих заседаний. Всего 32 минуты потребовалось, чтобы рассмотреть пять вопросов повестки дня. Шестой вопрос значился как секретный, и потому работа продолжилась за закрытыми дверями. Это обстоятельство помешало установить точное время блицзаседания кабинета министров.
Более-менее продолжительная дискуссия развернулась вокруг выделения во втором квартале бюджетных средств регионам на обеспечение доступности для населения транспортных услуг. Докладывал глава Минфина Алексей Кудрин.
С его подачи участники заседания одобрили выделение субъектам Федерации более 2,17 млрд. руб., что чуть выше показателей первого квартала. Рост вызван незначительным увеличением численности льготников в Федеральном регистре. Средства распределяются между регионами исходя из численности зарегистрированных федеральных льготников. За каждого в региональный бюджет поступает дотация в размере 50 руб. в месяц.
Алексей Кудрин заверил, что причитающиеся территориям средства начнут поступать уже в начале апреля. Однако вице-премьер Александр Жуков призвал не спешить. По его данным, в настоящее время в ряде регионов для федеральных льготников продаются льготные проездные, а региональные льготники продолжают ездить бесплатно. Тем самым руководство этих субъектов Федерации нарушает договоренности с Центром о введении единого социального проездного билета одинаковой стоимости для своих и федеральных льготников.
Алексей Кудрин по этому поводу счел нужным сделать уточнение: в 58 регионах ввели льготные проездные, в шести – планируется сделать это во втором квартале, а в 14 сохранили право бесплатного проезда.
По информации Минфина, лишь 13% льготников потратились на социальный проездной. Даже в таком большом городе, как Санкт-Петербург, этот показатель не превысил 35%. «Таким образом, граждане проголосовали за деньги», – в очередной раз заключил министр.
Премьер-министр Михаил Фрадков разделил озабоченность подчиненных, призвав главу Минтранса Игоря Левитина жестко осуществлять контроль за использованием средств из федерального бюджета. Михаил Фрадков подчеркнул, что нужно ввести еженедельный мониторинг за использованием средств, направляемых транспортным организациям. «Они должны повышать эффективность своей работы, обновлять парк», – заявил премьер. На что Игорь Левитин заметил, что часть средств уже идет на приобретение новых автобусов и троллейбусов.
Мониторинг Минтранс осуществляет едва ли не в режиме онлайн, причем не только из Москвы, но и выезжая на места. Итоги действия 122-го закона на общественном транспорте будут подведены на селекторном совещании 19 апреля. Наверное, тогда и можно будет составить более или менее правдоподобную картину, насколько приемлем новый порядок работы для транспортников, довольны ли они уровнем дотаций, а главное – устраивают ли предложенные правила игры население.
Алексей Кудрин, в свою очередь, тоже заверил, что его ведомство заведет персонифицированный учет выдачи льготных проездных билетов. Это позволит к концу года сформировать полный реестр льготников, воспользовавшихся единым проездным билетом, а значит, улучшить планирование установления тарифов на проезд. «Улучшение планирования» грозит неприятными последствиями предприятиям общественного транспорта, поскольку ранее глава Минфина заявлял, что за тех федеральных льготников, которые не будут покупать проездные билеты, деньги регионам перечисляться не будут. На том и порешили.
Кроме того, вчера правительство в ускоренном ритме одобрило поправки в Закон «О налоговых органах», наделяющие ФНС правом проверки соблюдения порядка работы с денежной наличностью и ведения кассовых операций, и согласилось внести изменения в Положение о Минобрнауки, которыми министерству поручается проводить экспертизу школьных учебников. Столь же стремительно было рассмотрено еще два вопроса, после чего «правительственный блиц» перешел в закрытый режим.